Вопрос 3. Изучение фирм-партнеров
Изучение деятельности контрагента - общепринятый элемент внешнеторговой операции, ему уделяют внимание все участники международной торговли. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и наличия резких, неожиданных ее изменений к выбору иностранной фирмы-партнера подходят очень тщательно.
На зарубежных рынках имеется целый ряд источников информации о фирмах.Их комплексное использование дает возможность составить достаточно полное представление о фирмах.
Среди них наибольший интерес представляют:
1.справочники по фирмам,
2.публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания),
3.материалы специализированных информационных компаний и организаций,
4.материалы периодической прессы,
5.справки банков.
1. Справочники по фирмам.Они издаются информационно-справочными агентствами, различными ассоциациями, торговыми палатами. Имеются справочники, охватывающие фирмы одной страны (национальные справочники), и содержащие сведения о фирмах разных стран (международные справочники).
Основное достоинство справочников по фирмам – охват большого числа фирм. Справочники — практически единственный вид источников информации о фирмах, в которых сведения публикуются регулярно и в систематизированном виде.
Справочники дают возможность получить следующий набор реквизитов по фирмам:
- полное и сокращенное наименование;
- почтовый и телеграфный адрес, факс, телефон;
- год основания и этапы развития фирмы;
- сфера деятельности; основные товары производства или торговли;
- виды услуг; банки, через которые фирма осуществляет свои операции;
- владельцы фирмы или материнская компания;
- состав руководящих органов;
- число и местонахождение предприятий;
- дочерние и ассоциированные фирмы;
- число занятых в фирме;
- основные показатели деятельности (годовой объем продаж, прибыль, активы, собственный капитал и т.д.);
- связи с другими фирмами через участие в капитале;
- персональные связи с другими фирмами и организациями;
- краткие биографические сведения о руководителях.
Кроме того, по фирмам отдельных отраслей можно определить объем производства, производственные мощности, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции. Естественно, что не по всем фирмам можно получить весь перечисленный выше набор информации.
В зависимости от содержащейся информации фирменные справочники обычно подразделяются на адресные, товарно-фирменные, общефирменные, отраслевые, по акционерным обществам, по финансовым связям, директорские, биографические, тематические.
2. Следующие важные источники - подборки (перечни) крупнейших фирм,публикуемые во многих странах. Такие подборки позволяют определить место той или иной фирмы среди компаний страны или отрасли по тому или иному показателю.
Из изданий самих фирм наибольший интерес представляют их годовые отчеты.Они ежегодно публикуются компаниями, действующими в правовой форме АО и в форме ООО.
Годовые отчеты содержат сведения:
- об итогах и анализе деятельность фирмы за год,
- об объеме капиталовложений и планах рационализации производства,
- об используемой и внедряемой технологии,
- о научно-техническом потенциале, о расходах и направлениях НИОКР,
- о сотрудничестве с другими фирмами,
- о портфеле заказов и динамике их поступлений,
- об имеющихся и строящихся производственных предприятиях,
- об изменениях номенклатуры производимой продукции.
Неотъемлемую часть годовых отчетов составляют документы финансовой отчетности: баланс, счета прибылей и убытком, счет поступления и расходования средств. Их анализ позволяет определить эффективность деятельности фирмы, ее финансовое положение, платежеспособность.
3. Услуги специализированных организаций и ведомств. Для работы по изучению иностранных контрагентов используют не только собственные каналы информации. Так, большой объем информации сосредоточен в кабинете фирм Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ).
Кабинет фирм:
• ведет досье на фирмы, интересующие российских участников ВЭД в качестве контрагентов и конкурентов,
• систематизирует материалы о наиболее крупных фирмах и монополиях,
• подбирает библиотеку фирменных справочников,
• предоставляет участникам ВЭД информацию, способствующую правильному выбору фирмы-контрагента.
Подобные услуги оказывает и Торгово-промышленная палата России.
Содействие в получении информации о потенциальных партнерах могут оказать работники загранаппарата России. Торговые представительства и аппараты торговых советников постоянно следят за изменениями в деятельности крупнейших фирм-партнеров российских организаций в стране пребывания и могут предоставить имеющуюся у них информацию.
На российском рынке подобные услуги сегодня предоставляет и ряд иностранных информационных фирм, в том числе известная американская компания "Дан энд Брэдстрит". Специалисты этой компании ведут досье на многие тысячи компаний по всему миру.
4. Другие источники информации о зарубежных фирмах - общеэкономические и отраслевые газеты и журналы. Помимо общей информации о фирмах там публикуются сведения самого разного характера.