Способы финансирования дефицита бюджета

В России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефи­цита:

главные
Способы финансирования дефицита бюджета - student2.ru 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества (способ также широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета)

Монетизацияпред­ставляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Этот способ используется государством в исключительных слу­чаях, поскольку является чисто инфляционным.

При монетизации темпы роста денежной массы существенно превосходят тем­пы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеоб­разный инфляционный налог и часть их доходов перераспределя­ется в пользу государства через возросшие цены. У государства об­разуется дополнительный доход - сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов ЦБ государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Прави­тельство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Цент­ральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефи­цит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные пла­тежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинф­ляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается условным.

Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост пред­ложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финан­совые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приво­дит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не умень­шает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его уве­личению. Более того, это отрицательно влияет на курс националь­ной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать де­нежный рынок в целом.

Негативные инфляционные последствия монетизации бюджет­ного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает кредит­ные возможности коммерческих банков (обычно это осуществля­ется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставки процента) одновременно с расширением кредитов государствен­ному сектору на финансирование бюджетного дефицита, то внут­ренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый эк­спорт сокращаются и инфляция уже не оказывает такого негатив­ного воздействия на состояние платежного баланса.

Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов.

В целом монетизация обычно используется в исклю­чительных случаях, когда, например:

- имеется значительный внешний долг, что исключает льгот­ное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;

- возможности внутреннего долгового финансирования прак­тически исчерпаны;

- валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

- экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граж­дане уже привыкли к постоянному росту цен.

Если правительство избирает эмиссионный спо­соб бюджетного финансирования, Центральному банку необ­ходимо ввести ограничения (лимиты) кредито­вания государственных предприятий и организаций. В противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сек­тора с кредитного рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса.

Более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование, врезультате которого дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государ­ством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.

Необходимость использования долгового финан­сирования для удовлетворения потребностей общества обусловле­на прежде всего увеличением рас­ходов государства: проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п.

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов приводит к значительно меньшим негативными последствиям для эко­номики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией и позволяет не усиливать налоговое бремя.

Тем не менее, совокупный объем госу­дарственной задолженности не должен быть слишком высоким. Увеличение государственных расходов осложняет про­блему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие про­центные выплаты по государственному долгу существенно огра­ничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным факто­ром не только экономического, но и политического значения. Очень высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, эко­номических, оборонных и прочих программ правительства.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение дефицита и профицита бюджета.

2. В чем состоит отличие структурного дефицита от циклического?

3. В чем особенности краткосрочного и долгосрочного дефицита бюджета?

4. Назовите основные инструменты искусственного завышения и занижения дефицита бюджета органами государственной власти.

5. Какие существуют взгляды (теории) на необходимость и продолжительность балансирования бюджета?

6. Каковы внешние и внутренние источники финансирования бюджетного дефицита?

7. Каковы предельные размеры дефицита бюджета?

8. Охарактеризуйте существующие способы финансирования дефицита бюджета.

Наши рекомендации