Общие требования к организации практик (по видам практик)
Учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, которая выявляет уровень научной подготовки обучающегося по основным направлениям профессиональной специализации, подготавливает его к преподаванию экономических дисциплин в образовательных учреждениях общего, среднего и высшего профессионального образования, способствует приобретению профессиональных компетенций для деятельности в финансово-кредитной системе.
Производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, которая направлена на закрепление и углубление теоретических знаний, полученных магистрантами в процессе обучения; развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и педагогической деятельности в образовательных учреждениях общего, среднего и высшего профессионального образования.
Прохождение учебной практики осуществляется на основании договора о похождении практики (Приложение А), заключенного между Воронежским государственным университетом и организацией (базой) практики.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра финансов и кредита, за которой закреплено проведение подготовки в рамках магистерских программ по направлению 38.04.08 «Финансы и кредит». Непосредственное руководство практикой возлагается на научных руководителей магистрантов.
Основные требования к практикам по направлению 38.04.08 «Финансы и кредит» определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и настоящим Положением.
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.
Сроки проведения практик устанавливаются учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
Программы практик
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в области научно-исследовательской деятельности
Цели учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в области научно-исследовательской деятельности:
- развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки;
- получение первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в финансово-кредитной сфере;
- углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении учебных дисциплин.
Задачи учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в области научно-исследовательской деятельности:
- формирование способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
- формирование готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- проведение теоретических исследований по теме выпускной квалификационной работы (ВКР);
- развитие навыков сбора, анализа и обработки теоретических и статистических материалов, нормативных документов по теме диссертационного исследования;
- формирование навыков ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирования информации с целью выявления проблем и их четкого формулирования; обоснования выводов и рекомендаций;
- подготовка тезисов доклада на научной конференции и (или) научной статьи в сборник для опубликования.
Время проведения учебной практики:
для очной, очно-заочной, заочной форм обучения: 1 курс, 2 семестр.
Содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Разделы (этапы) учебной практики
1-ый этап. Сбор и обработка теоретических, нормативных и методических материалов, составление списка использованных источников по теме диссертационного исследования. Доработка первой главы ВКР по замечаниям научного руководителя.
2-ой этап. Изучение и применение типовых и оригинальных методик анализа, оценки, планирования, прогнозирования, контроля финансовых параметров деятельности организации для обоснования теоретических положений ВКР с учетом темы научного исследования и индивидуального задания.
3-ий этап. Подготовка статьи по теме исследования. Подготовка списка научных работ, опубликованных за учебный год. Подготовка доклада на научной студенческой конференции. Подготовка отчета по учебной практике.
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в ходе учебной практики.
При организации учебной практики используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:
- образовательные: развивающее и проблемное обучение, собеседования, дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета;
- научно-исследовательские: наблюдение, сбор и первичная обработка материалов, использование теоретических знаний для получения новой информации, интерпретация результатов, опрос работников организации, в том числе руководителя практикой от организации; компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов;
- научно-производственные: коллективная работа, поэтапное выполнение задач, выступления с научными докладами, наблюдение, эксперимент и экспертные оценки, сбор информационных материалов, описание полученного на практике опыта в отчете по практике.
Результаты освоения, коды формируемых (сформированных) компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
– готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
профессиональные компетенции (ПК):
– способность владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных, органов государственной власти и местного самоуправления (ПК-1).
Форма промежуточной аттестации (по итогам практики):
Зачет с оценкой.