ПОСЛАННИКА АЛЛАHА, да благословит его Аллаh и приветствует
Потерпев неудачу, курайшиты потеряли надежду уладить дело миром, так как поняли, что их предупреждения, вызовы и предложения ни к чему не приводят и не приведут. Всё это побудило их перейти к открытым нападкам на посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и с новой силой обрушить свои преследования на мусульман.
Как уже отмечалось, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пользовался всеобщим уважением, и поэтому враждебные выпады против него предпринимали только знатные курайшиты, тогда как никто из рядовых его соплеменников на это не осмеливался.
К числу родственников Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, наносивших ему всевозможные обиды, относились Абу Лахаб, аль-Хакам ибн Абу аль-Ас ибн Умаййа, Укба ибн Абу Му‘айт, Ади ибн Хамра ас-Сакафи и Ибн аль-Асда аль-Хазди, которые жили по соседству с ним. Так, например, один из них часто бросал ему на спину внутренности верблюда, когда он совершал Намаз, или же подбрасывал их в котел, в котором он готовил себе пищу, и когда случалось нечто подобное, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, подцеплял эти внутренности палкой, становился у своих дверей и обращался к людям со словами: «О род Абд Манаф, что же это за соседи?!», а потом выбрасывал требуху на дорогу.
Завидев Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, Умаййа ибн Халаф всегда начинал злословить о нем и настраивать против него других.
Брат Умаййи, Убайй ибн Халаф, постоянно угрожал посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, говоря: «О Муhаммад, есть у меня конь, которого я каждый день кормлю просом, и когда-нибудь я сяду на него и убью тебя!»
В конце концов посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал ему в ответ: «Это я убью тебя, если будет угодно Аллаhу!», и он действительно убил его в день битвы при Ухуде. А однажды этот Убайй ибн Халаф принес откуда-то истлевшие кости, измельчил их и дунул на них так, что всё это полетело посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, прямо в лицо.
Однажды Укба ибн Му‘айт подсел к Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, послушал, что он говорит, и передал его слова Убаййу, который был его другом. Тот начал порицать посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, а потом потребовал от Укбы, чтобы тот плюнул ему в лицо, и он сделал это.
Что же касается Абу Лахаба, то он с самого начала был наиболее ярым врагом посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и нанес ему множество разных обид. Так, например, Абу Лахаб заявил своим сыновьям, которые были женаты на дочерях посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, Рукаййе и Умм Кульсум: «Я откажусь от вас, если вы не разведетесь с дочерьми Муhаммада!» Его жена поддержала его, сказав: «Разведитесь с ними, ибо они — вероотступницы, дайте им развод!»
Жена Абу Лахаба, которую звали Умм Джамиль Арва бинт Харб, также крайне враждебно относилась к посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и к его призыву, и дело доходило до того, что по ночам она разбрасывала на пути Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллаh, покрытые колючками ветки, чтобы они поранили себе ноги.
Когда она услышала ту суру Корана, в которой говорится:
«Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже пропал, и не избавило его богатство его и то, что он приобрел! Будет он гореть в пылающем Огне и жена его [тоже], носильщица дров, на шее у которой — веревка из пальмовых волокон!» (Пальмовые волокна, 1–5), то набрала полную горсть мелких камешков и двинулась на поиски посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, который в это время сидел у Каабы вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллаh. И Аллаh сделал так, что она увидела одного только Абу Бакра, у которого она спросила: «А где же твой товарищ? Я слышала, что он порочит меня, и клянусь Аллаhом, если бы я нашла его, то бросила бы эти камни ему в лицо! Клянусь Аллаhом, я тоже могу сочинять стихи!» И она сказала: «Не подчинились мы достойному порицания, отвергли мы дело его и религию его возненавидели!»
А когда она ушла, Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаhа, не кажется тебе, что она тебя видела?» Он ответил ему : «Она не видела меня, ибо Аллаh лишил ее зрения!»
Таким образом, одной из обид, которые посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, претерпел от курайшитов, было то, что они называли его не Муhаммад, что означает «хвалимый, достойный похвалы», а «музаммам» – «достойный порицания, тот, которого бранят», желая нанести ему оскорбления, но Всевышний Аллаh оградил его от этого, ведь говорили они о достойном порицания, в то время как он был достоин всяческих похвал.
Различные обиды и оскорбления наносил посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, также и аль-Ахнас ибн Шариф ас-Сакафи.
Что же касается Абу Лахаба, то он будто считал себя лично ответственным за то, чтобы помешать другим вступить на путь Аллаhа. Он постоянно оскорблял Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, мешал ему совершать Намазы, с презрением относился ко всему тому, что он делал, а однажды, увидев, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершает Намаз, принялся угрожать ему, и тогда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, закричал на него, схватил за ворот, встряхнул и сказал: «Горе тебе, горе! И ещё раз горе тебе, горе!» (Воскресение, 34–35), а Абу Лахаб воскликнул: «О Муhаммад, ты что, угрожаешь мне?! Клянусь Аллаhом, ни ты, ни Господь твой ничего мне не сделаете!» Однажды Лахаб спросил своих приятелей: «Разве Муhаммад не опозорил себя перед вами?» Они ответили: «Да». Тогда он сказал: «Клянусь ал-Лат и аль-Уззой, если я увижу его, то наступлю ногой ему на шею и опозорю его ещё больше!» И он выбрал время, когда посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал Намаз, и стал приближаться к нему, но неожиданно попятился назад, закрываясь от чего-то руками. Его спросили: «Что с тобой, о Абу аль-Хакам?» Он ответил: «Поистине, отделил меня от него огненный ров, и увидел я нечто ужасное и какие-то крылья!», а посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Если бы приблизился он ко мне еще на шаг, ангелы непременно разорвали бы его на куски!»
Что же касается Укбы ибн Абу Му‘айта, то он тоже совершил нечто подобное. Однажды посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал Намаз рядом с Каабой, в то время как неподалеку сидел Абу Джахль со своими приятелями. Один из них спросил: «Кто из вас положит Муhаммаду на спину шкурку животного, которого принесли в жертву из такого-то рода, когда он склонится в земном поклоне?» И это вызвался сделать самый низкий из них — Укба ибн Абу Му‘айт, который принес эту шкурку и, дождавшись, когда Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, склонился до земли, положил ее ему между лопаток. Его друзья начали смеяться, наклоняясь друг к другу, а Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, оставался всё в том же положении и не поднимал головы до тех пор, пока подошедшая к нему Фатима, да будет доволен ею Аллаh, не сбросила это с его спины на землю, после чего он поднял голову и сказал: «О Аллаh, Ты должен покарать курайшитов!» Эти слова сразу подействовали на них, поскольку они считали, что проклятия, произносившиеся в этом месте, обязательно исполнялись. Что же касается Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, то он перечислил их всех поименно, говоря: «О Аллаh, Ты должен покарать [такого-то]!», и в день битвы при Бадре все эти люди нашли свою смерть.
Больше всех издевались и насмехались над посланником Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, нижеперечисленные пять человек: аль-Валид ибн аль Мугира аль-Махзуми, аль-Асвад ибн Абд Йагус аз-Зухри, Абу Зам‘а аль-Асвад ибн Абд аль-Мутталиб аль-Асади, аль-Харис ибн Кайс аль-Хуза‘и и аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми. И Аллаh поведал Своему посланнику, да благословит его Аллаh и приветствует, о том, что Он защитит его от зла их, сказав: «Поистине, избавили Мы тебя от издевающихся…» (Аль-Хиджр, 95), и это стало назиданием для всех остальных.
Что касается аль-Валида, то за несколько лет до этого его легко ранили стрелой. Рана никогда не беспокоила его, но после того, как Джибриль указал своей рукой на шрам от нее, старая рана снова стала беспокоить его и мучила до самой смерти.
Что касается аль-Асвада ибн Абд Йагуса, то Джибриль указал рукой на его голову, после чего она покрылась язвами, от которых он и умер. По другим сообщениям, он погиб в пустыне от самума (обжигающего ветра). Сообщается также, что Джибриль указал рукой на его живот, после чего его поразила водянка, живот его раздулся, и он умер.
Когда посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, стало уже невмоготу терпеть обиды, которые наносил ему аль-Асвад ибн Абд аль-Мутталиб, он проклял его, воззвав к Аллаhу: «О Аллаh, лиши его зрения и отними у него сына!», после чего Джибриль бросил ему в лицо колючку, и он ослеп, а через некоторое время он поразил и его сына Зам‘у, который вскоре умер.
Что касается аль-Хариса ибн Кайса, то в теле его разлилась желчь, нечистоты стали выходить у него через рот, и он умер от этого.
И, наконец, аль-Ас ибн Ваиль наступил ногой на шип какого-то ядовитого растения, яд его распространился по всему его телу, достиг головы, и он скончался.
Всё, о чем мы рассказали, составляет собой лишь малую часть того, что пришлось перенести посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и мусульманам из племени Курайш после открытого обращения к людям с призывом к Аллаhу. А когда положение стало совсем трудным, посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, предпринял два шага.
ДОМ АЛЬ-АРКАМА (Первый шаг)
Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, превратил дом аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама аль-Махзуми в центр призыва людей к Аллаhу и поклонения Ему, где он произносил проповеди для новообращенных мусульман. Выбор пал на дом аль-Аркама по той причине, что он был расположен у подножия холма Сафа вдали от глаз притеснителей. Там Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, тайно встречался со своими сподвижниками, читая им аяты Аллаhа, воспитывая их и обучая их Корану и мудрости.
Предприняв такие меры предосторожности, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, уберег своих сподвижников от многого из того, чего следовало опасаться в том случае, если бы эти встречи проводились открыто. Что же касается самого Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, то он поклонялся Аллаhу среди многобожников и призывал к Нему людей открыто, невзирая ни на какие притеснения, проявления враждебности, насмешки и издевательства, что сообразовывалось с замыслом Всевышнего Аллаhа, в соответствии с которым этот призыв должен был дойти и до верующих, чтобы не было у людей после этого никаких доводов против Аллаhа и чтобы в день Воскресения никто не мог сказать: «Не приходил к нам никто ни с радостной вестью, ни с увещанием!»
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В ЭФИОПИЮ (Второй шаг)
Вторым шагом Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, убедившегося в том, что император Эфиопии, которая в то время была христианским государством, является справедливым правителем, который не притесняет никого, стало то, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, посоветовал мусульманам переселиться в эту страну.
В месяце раджаб пятого года с начала осуществления Муhаммадом, да благословит его Аллаh и приветствует, его пророческой миссии в Эфиопию отправилась первая группа мусульман, состоявшая из двенадцати мужчин и четверых женщин. Главой этой группы, с которым отправилась в путь и дочь посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, Рукаййа, был Усман ибн Аффан, на которой Усман был женат.
Эти сподвижники посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, тайно покинули Мекку под покровом ночи и отправились из Джидды на двух торговых кораблях, которые плыли в Эфиопию.
Узнав об исчезновении этих людей, курайшиты в возбуждении и негодовании бросились за ними в погоню, желая вернуть их в Мекку, чтобы продолжать мучить их и с помощью этого заставить отказаться от религии Аллаhа, однако корабли были уже далеко в море, и они были вынуждены вернуться домой ни с чем.
УСЛЫШАВ ЧТЕНИЕ СУРЫ «ЗВЕЗДА»,