От чего зависит решение о покупке
Решение о покупке часто возникает в первые 30 секунд. Человек очень чувствителен к влиянию внешних факторов, поэтому клиенты очень восприимчивы к импульсам, исходящим от продавца, реагируют на его внешний вид и поведение.
Во время первой встречи вы производите на покупателя впечатление, которого уже нельзя будет изменить в дальнейшем. С этого момента клиент уже собирает только ту информацию, которая подтверждает первое впечатление, и отвергает все. что противоречит этому первому впечатлению.
Прежде всего вы должны позаботиться о создании такой атмосферы, которая будет способствовать продаже. С этой целью накануне встречи с клиентом подумайте, какое впечатление на него вы хотите произвести. Какие чувства хотите вызвать? Каким клиент должен вас видеть? Представьте себе, что клиент входит в приемную и у него только несколько секунд, чтобы к вам присмотреться, а затем он войдет в свой кабинет, где сидит человек, которому он вас опишет. Как бы вы хотели, чтобы он вас охарактеризовал?
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ
Впечатление, которое мы производим на клиента, на 95% зависит от нашего костюма. Меня очень удивляет, как много продавцов каждый день ходят на работу неаккуратно, даже неряшливо одетыми. Кажется, никто не отвел их в сторону и не сказал, как важен для профессионального продавца его внешний вид. Подумайте о словах Ральфа Уолдо Эмерсона: «То, как ты выглядишь, заглушает то, что ты хочешь сказать».
Каждый продавец должен прочесть хотя бы одну книгу о том, как должны одеваться люди, желающие преуспеть.
Если вы не будете строго придерживаться этих правил, то выйдете из игры раньше, чем раскроете рот.
Впечатление, которое вы произведете на клиента, должно вызвать у него полное доверие и расположение. Прежде чем начать с вами беседу, клиент должен комфортно себя почувствовать в вашем обществе. Если с вашим появлением клиент почувствует себя неловко, ваше предложение пропадет даром. Заканчивая разговор, клиент может сказать что-нибудь вроде: «Благодарю вас за визит», проведет вас до дверей, и больше вы его уже никогда не увидите.
Люди покупают охотнее у таких же, как они сами. Поэтому ваш костюм должен быть соответственно подобран и безупречен. Если вы продаете что-нибудь юристам, вы должны одеваться в классическом стиле, в темный цвет и мягкую пастель А если вы продаете фермерам сушилки для комбикорма, наденьте что-нибудь более спортивное. Вы должны, безусловно, быть чистым и опрятным, но необходимо подобрать одежду так, чтобы фермер чувствовал себя свободно, беседуя о будущих урожаях. Во всяком случае, подбор соответствующего костюма зависит от того, кто ваш клиент.
И еще одна важная деталь: многие руководители или ответственные лица одеваются на работу довольно демократично. Могут ходить даже в спортивной обуви и в расстегнутой рубашке. У некоторых длинные волосы, и они раскованно ведут себя на своих рабочих местах. Это не значит, что вы тоже должны так одеваться или причесываться. Вы еще не имеете права так одеваться и вести себя на рабочем месте.
Результаты исследований показывают, что при работе с состоятельным клиентом лучше, когда продавец выглядит консервативно и ведет себя сдержанно. Когда у вас возникают сомнения по поводу одежды, всегда выбирайте что-нибудь классическое. Носите темное, рубашки или блузы приглушенных цветов. Будьте сдержанны в выборе аксессуаров. Одевайтесь так, чтобы создать впечатление респектабельного, солидного, ответственного человека. Можно поспорить, одежда ли делает человека. Позвольте, я закончу эту дискуссию. Ответ звучит — да! Продавец обязан носить классический костюм, а каждое иное мнение на эту тему я категорически отвергаю.
АКСЕССУАРЫ И ВНЕШНИЙ ВИД
Детали так же важны, как и подходящий костюм. Экономические теории гласят, что на решения влияют случайные, часто мало значащие факторы. Как я уже говорил, клиент никогда не согласится на покупку, руководствуясь тем простым фактом, что товар будет функционален и полезен. Часто решение принимается на основе менее существенных обстоятельств. Поэтому мельчайшая деталь вашего внешнего вида может повлиять на решение клиента.
Люди вообще очень восприимчивы к визуальным раздражителям. Установлено, что между мозгом и глазом в двадцать два раза больше нервных соединений, чем между мозгом и ухом. Это значит, что то, что клиент видит, имеет на него влияние в двадцать два раза большее, чем то, что он слышит.
Ваши аксессуары создают у клиента негативное или позитивное впечатление. Если вы женщина, клиент оценит ваши серьги, браслет, часы, пояс, сумочку, платок, чулки и туфли. Муж-87
чина может не разбираться в этих вещах и не осознавать, что оценивает, но общий вид, подбор аксессуаров оставят на нем определенное впечатление.
Если вы мужчина, клиент оценит ваш галстук, булавку, часы, авторучку, стрелки на брюках, ботинки, носки и отнесет вас в соответствующую категорию.
Плохая визитная карточка
Представьте себе, что температура беседы о покупке повысилась до ста градусов. Процесс продажи уже серьезно продвинут. Клиент готов подписать договор. В этот решающий момент вы наклоняетесь вперед и достаете из портфеля дешевую пластмассовую шариковую ручку, которую подаете клиенту для подписания договора. Эта ручка насторожит его. Клиент сразу же задумается, такого ли качества ваш товар или ваша услуга. Его чувство риска так резко возрастет, что, может статься, он вообще не захочет рисковать и скажет: «Да, это выглядит привлекательно, но прошу вас оставить документы еще на день-два, чтобы можно было еще подумать».
Вы снова стоите на улице, не подписав договор, так как клиент посчитал вашу дешевую ручку не лучшей визитной карточкой вашего предприятия.
Допустим, вы преодолели первое психологическое сопротивление, приобрели доверие клиента и стали солидно выглядеть в его глазах. У вас тщательно подобранный костюм, и все подходит одно к одному. В общем вы выглядите как профессиональный продавец.
Теперь появляются следующие аспекты: лицо, волосы и зубы. Их вид может также вызвать неудачу, если каждая мелочь не соответствуют высшему классу.
Борода и усы.Для мужчин борода — тема щекотливая.
Если вы не носите ни усов, ни бороды, вероятно, вы над этим не задумываетесь. Но если у вас борода, то вас волнует всё, что
думают о ней окружающие. Результаты многих исследований показывают, что нигде борода никак не помогает устраивать дела. Это не значит, что если у вас борода, то вы не достигнете успеха. Это только говорит о том, что если вы побреетесь, у вас будет больше шансов на успех. Множество экспериментов, где использовались фотоснимки бородатых мужчин, показало, что бородатые считаются эксцентриками, художниками, чудаками, людьми скорее творческими, чем обычными. Клиент опасается иметь дело с личностью, которую считает эксцентричной и которая, возможно представляет не менее эксцентричную фирму.
Он желает иметь чувство безопасности и купить товар или ус-
лугу у другого продавца, который вызовет у чего больше доверия. Кроме того, мужчин, которые носят бороду, подозревают в том, что они «хотят что-то скрыть». Борода подсознательно ассоциируется с чем-то вроде маски, закрывающей лицо. В результате люди с бородой вызывают менее доверия, чем безбородые.
Соответствующая прическа.Когда-то один молодой продавец попросил у меня совета. Работа у него была нетрудная, он вел множество переговоров с клиентами, которым предлагал канцелярские принадлежности по очень выгодной цене. И все же ничего не мог продать. Зарабатывал всё меньше денег, жил в подвале дома своих родителей. Он спросил меня, что бы я ему посоветовал. Я сразу понял, в чем его проблема. Он носил длинные волосы до плеч. Проблем с телефонными контактами у него не было, но как только он приходил на встречу с клиентом, тот тут же терял к нему интерес. Беседа проходила преимущественно в холодном тоне, и спустя некоторое время продавец снова был на улице.
Я сказал ему, что если он желает достичь успеха, то должен обрезать волосы. Он протестовал, утверждая, что любит столь «индивидуальный» стиль, но наконец все же согласился укоротить волосы. На следующей неделе ему удалось подписать несколько контрактов. Он осознал, что в моих словах был здравый смысл, и еще больше сократил длину волос. Чем короче становились его волосы, тем больше возрастали доходы. Через некоторое время у него была уже совсем классическая прическа и он прекрасно зарабатывал. Он вступил на верную стезю.
Зубы тоже важны.Когда на кого-нибудь смотришь, прежде всего замечаешь его общий вид. Но ваш взгляд в первый момент падает на лицо, глаза, губы, волосы. Такой полный осмотр длится очень недолго. Если ни одна деталь костюма или какой-нибудь из аксессуаров не привлекли вашего внимания, то вы сосредоточиваетесь на лице собеседника. А так как смотреть людям в глаза неловко, взгляд сам направляется то на губы и нос, то выше, для зрительного контакта. Если, например, у кого-то зубы в не слишком хорошем состоянии, то это отвлекает внимание от беседы.
У одной моей знакомой продавщицы были слишком большие передние зубы. Во время беседы внимание клиентов неосознанно направлялось на зубы, но, вероятно, из вежливости никто ничего ей об этом не говорил. Женщина вполне осознавала этот недостаток и во время беседы постоянно прикрывала рот рукой. Когда кто-нибудь на нее смотрел, она беспокойно отводила взгляд. Нашлась, правда, одна дружески настроенная особа, посоветовавшая ей решить проблему с помощью дантиста. Моя знакомая приняла реше-
ние. Благодаря этому она стала увереннее в себе и активнее. Не должна была больше закрывать рот или прикрывать его рукой. Достигла прекрасных результатов в торговле и изменила всю свою жизнь.
Женщина-продавец.Я беседовал с множеством женщин, которые консультируют бизнес-леди по вопросам одежды, косметики и аксессуаров. Каждая из них указывала на одно решающее обстоятельство. Если женщина хочет, чтобы во время переговоров ее принимали всерьез и только в качестве продавца, она должна одеваться и вести себя так, чтобы клиент смотрел ей в лицо и внимательно слушал, что она говорит. Клиент должен воспринимать женщину как делового партнера, способного грамотно проанализировать его потребности и обосновать, почему покупка данного товара принесет ему пользу. Клиент не может иметь оснований или быть спровоцированным на мысли о чем-то другом. Чем пахнет успех?Следующий аспект, о котором вы должны помнить, — это запах. На это люди также обращают очень много внимания. Даже если вы безукоризненно себя ведете, позитивно настроены, полны энергии, то об успехе не будет и речи, если запах вашего тела оставляет желать много лучшего. Чистого, благоухающего свежестью продавца будут только лучше принимать. Чтобы вы могли полностью использовать свой потенциал, вы должны особое внимание уделять личной гигиене. Ежедневно принимайте душ и мойте голову. Пользуйтесь хорошим шампунем и мылом. Используйте также эффективные дезодоранты. Такой туалет лучше делать утром, а не вечером.
Прежде всего следует помнить, что дыхание курильщика чувствуется на расстоянии километра. Если вы курите, ни в коем случае не делайте этого в присутствии клиента. Сколько сделок было сорвано из-за сигарет! Некурящие с раздражением реагируют на малейший запах никотина, а этот запах нельзя ликвидировать.
ЯЗЫК ТЕЛА
Представьте себе, что вы покупатель и идете в приемную для встречи с ожидающим вас продавцом. Вы видите продавца, развалившегося на стуле, с расставленными ногами, так как если бы он смотрел футбольный матч. Когда вы приводите продавца в свой офис, первое впечатление глубоко западает в память.
Продавец входит в кабинет клиента и снова падает на стул.
Даже если первое впечатление не отбило у вас охоту, то теперь вы точно ничего у такого не купите.
Держитесь прямо.Существует множество способов выглядеть профессионально и солидно. Во-первых, следует обратить особое внимание на то, чтобы держаться прямо, как стоя,
так и в сидячем положении. Держите плечи так, как если бы вы были в корсете. Когда вы встаете, чтобы поприветствовать клиента, представьте, что у вас на голове книга. В остальном держитесь свободно. Упражняясь таким образом, вы приобретете прямую королевскую осанку. У вас изменится положение тела и выражение лица, а кроме того, вы будете высоко держать подбородок. Когда человек чувствует себя угнетенно, он всегда опускает подбородок. Но, как нам известно из научных исследований, человек управляет своей эмоциональной жизнью. С помощью соответствующего положения тела можно вызвать соответствующее душевное состояние. Если высоко держать подбородок, а голову и плечи прямо, то будешь выглядеть как преуспевающий человек и так себя почувствуешь. Такое положение повлияет на вашу позитивную установку, на вашу уверенность в себе и дальнейшую активность. Этот положительный образ убедит также и клиента.
Сидячая беседа.Когда вы сидите в присутствии клиента, постарайтесь не опираться на поручни кресла. Немного наклонитесь вперед, но так, чтобы плечи были прямые. Когда клиент говорит, наклонитесь немного к нему. Сосредоточьтесь на его лице, а особенно на губах и глазах. Сидите наклонившись вперед, как если бы клиент передавал вам очень важные сведения, которые вы услышите лишь раз. Уже только одно такое положение усиливает интенсивность разговора и готовность клиента серьезно отнестись к вашему предложению. Благодаря этому он скорее передаст вам необходимые сведения на свою тему. В этом состоит умение слушать, о чем мы уже говорили.
Беседа стоя.Если вы беседуете с клиентом стоя, перенесите центр тяжести вперед. Таким образом вы направите энергию прямо на клиента. Благодаря этому сила вашей энергии и концентрация непроизвольно повлияет на него.
Поведение в офисе клиента.Когда клиент пригласит вас в свой офис, вы должны позаботиться о своем положении по отношению к нему. Это может существенно повлиять на успех сделки.
Клиент обычно указывает вам место, а сам садится за своим столом. Но стол представляет собой психологический барьер. Он защищает клиента от вас и вашего предложения. Это физический знак подозрительности и боязни клиента ошибиться, и он усиливает его сопротивление презентации. Это помеха, которую по мере возможности следует ликвидировать.
Еще будучи начинающим продавцом, я заметил, что клиенты охотно выходят из-за стола, если их об этом попросить, и позволяют продавцу сесть рядом с ними. Я понимал это, но, когда впервые попросил об этом, был очень удивлен, как охотно клиенты соглашаются. Я делал это так.
В тот момент, когда клиент занимал свое место за столом, чаще всего он спрашивал: «Чем могу быть вам полезен?» Секунду помолчав, я смотрел на него в замешательстве, потом очень вежливо спрашивал клиента, не мог бы он сесть рядом со мной, чтобы я мог представить свое предложение.
Клиента всегда это несколько удивляло и забавляло, но он никогда не колебался. Ответ звучал: «Пожалуйста, если хотите. Что у вас ко мне?» И это был сигнал, которого я ждал. Тогда я вставал, пододвигал свой стул к клиенту с левой стороны, затем раскладывал материалы на столе и приступал к презентации своего предложения. Клиенты считали это проведение презентации интересным и грамотным.
Вы можете также сделать что-то другое, что сегодня принято повсеместно, а именно попросить сесть за стол рядом с клиентом в его кабинете или в другой комнате. Если вы вежливо попросите перейти в другое помещение, чтобы лучше представить свое предложение, то в большинстве случаев получите только согласие.
Скажите что-нибудь вроде: «Будет намного проще и поможет нам сэкономить время, если мы сядем здесь».
Если клиент не против, постарайтесь всегда сидеть с левой стороны от него. Так вы лучше покажете материал, поскольку будете листать страницы в его направлении и контролировать беседу. Если вы ведете переговоры с двумя клиентами, постарайтесь, чтобы оба сидели от вас с правой стороны. Старайтесь не занимать место ни между клиентами, ни напротив них.