Работы сдают только те, кто не делал публичного выступления)
Ребята, в начале данного файла идет теоретическая информация, которая поможет вам выполнить задания. Сами задания находятся в конце файла. Напоминаю, что при выполнении этой работы вы можете воспользоваться сайтом www.gramota.ru, на котором собрано множество словарей и другой полезной информации.
Работы сдают только те, кто не делал публичного выступления).
1. Ударение в именах прилагательных
Наименее устойчиво ударение в кратких формах и сравнительной степени прилагательных.
1.1. Если в краткой форме прилагательных женского рода ударение падает на окончание, то в остальных кратких формах – на основу и обычно совпадает с ударением в полной форме:
гóдный – годнá, гóдно, гóдны ло́вкий – ловка́, ло́вко, ло́вки,
кра́ткий – кратка́, кра́тко, кра́тки гру́бый – груба́, гру́бо, гру́бы
В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения:
бéлы – белы́ вúдны – видны́ нýжны – нужны́
велúки – великú стáры – стары́пóлны – полны́
НО! Легкú, прáвы.
2. Ударение в глаголах
2.1. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:
бралá, былá, взялá, гналá, задалá, занялá, звалá, началá, нанялá, понялá, рвала́ и др. НО: кла́ла!
Только приставка ВЫ- «перетягивает» ударение на себя: проплыла́, НО вы́плыла.
2.2. В большинстве случаев в возвратных глаголах ударение перемещается на окончание:
бра́ться – бра́лся, брала́сь, брали́сь;
начáться – начался́, началáсь, началúсь;
приня́ться – принялся́, принялáсь, принялúсь.
3. Также запомните:
углубúть начáть упрóчить
облегчúть приня´ть исчéрпать
ободрúть баловáть увéдомить
положúть избаловáть закýпорить
усугубúть наня́ть освéдомить(ся)
одолжúть заня́ть ходáтайствовать
*** *** ***
обеспéчение соболéзнование созы́в
исповéдание сосредотóчение премировáние
мышлéние упрóчение крáшение
осмыслéние упоря́дочение изобретéние
намéрение ходáтайство нормировáние
приобретéние договóр облегчéние
4. Неустойчивым является прежде всего ударение в кратких формах страдательных причастий.
4.1. Если ударение в полной форме падает на суффикс ЁНН-, то в краткой форме мужского рода оно не меняет своего места, в других формах смещается на окончание:
влюблённый – влюблён, влюбленá, влюблены́;
переведённый – переведён, переведенá, переведенó, переведены́.
4.2.У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода:
взя́т – взятá, взя́то, взя́ты; нáчат – начатá, нáчато, нáчаты;
прúнят – принятá, прúнято, прúняты.
5.По нормам современного русского языка сочетание ЧН произносится как [ЧН] (алчный, беспечный, заочный). Однако традиционное [ШН] сохраняется в словах: конечно, нарочно, скучно, яичница, очечник, пустячный, скворечник, горчичный, Ильинична (и в других женских отчествах на -ична). Некоторые слова произносятся двояко, т. е. или как [ШН], или как [ЧН]: булочная, прачечная, копеечный, порядочный, двоечник и др.
Обратите внимание:
[ЧН] [ШН]
сердечный приступ сердечный друг
полуночная серенада полуночник
6. Сочетание ЧТ традиционно произносится как [ШТ] в слове ЧТО и в словах, производных от него: ничто, кое-что и др. (кроме слова НЕЧТО [ЧТ]).
7. Род существительных.
7.1. Род неизменяемых существительных, обозначающих географические наименования и названия печатных изданий, определяется по опорному (родовому) понятию: солнечный Батуми (город), полноводное Эри (озеро), живописный Капри (остров), «Таймс» опубликовала (газета).
7.2. Род аббревиатур определяется по роду ведущего слова: МАДИ (институт) – м.р.; АТС (станция) – ж.р.; ИТАР (агентство) – ср.р.
Однако часто употребляемые аббревиатуры, превращаясь в самостоятельные слова, принимают род по окончанию Им. п. ед. .ч: вуз – м.р., МИД – м.р., НЛО – ср. р., ЖЭК – м.р.
8. Существительные в именительном падеже множественного числа имеют окончания -Ы- (-И-) или -А- (-Я-).
Нормативные формы на -А- (-Я-) | |||
адреса́ борта́ веера́ директора́ векселя́ инспектора́ вороха́ | доктора́ паспорта́ колокола́ мастера́ номера́ катера́ жемчуга́ | отпуска́ ордера́ паруса́ повара́ профессора́ кузова́ погреба́ | сторожа́ поезда́ черепа́ шелка́ якоря́ купола́ якоря́ |
Нормативные формы на -Ы- (-И-) | |||
апте́кари библиоте́кари бухга́лтеры во́зрасты реда́кторы | вы́боры вы́пуски ко́нсулы констру́кторы диспе́тчеры | тре́неры ре́кторы догово́ры ле́кторы скла́ды | вы́говоры инжене́ры шофе́ры проже́кторы фро́нты |
9. Вариантные формы родительного падежа множественного числа отличаются у существительных мужского, женского и среднего рода.
Нормативные формы (нулевое окончание) | |||
армя́н башки́р болга́р грузи́н цыга́н ту́рок блю́дец полоте́нец щу́палец | партиза́н солда́т мест солнц бутс стёкол ва́фель пете́ль тýфель | боти́нок ва́ленок сапо́г чуло́к НО! носко́в пого́н ми́лостынь я́блонь ку́хонь | ампе́р ватт вольт рентге́н микро́н бит нянь плеч шпрот |
Нормативные формы (окончания -ОВ, -ЕВ, -ЕЙ, -ИЙ ) | |||
гекта́ров гра́ммов килогра́ммов кара́тов ньюто́нов консе́рвов не́рвов ре́льсов апельси́нов | абрико́сов анана́сов бана́нов помидо́ров НО! я́блок бюллете́ней доле́й дя́дей пельме́ней | монго́лов узбе́ков яку́тов таджи́ков кирги́зов пла́тьев хло́пьев ру́жей бу́дней | бегу́ний жа́лований ку́шаний ола́дий сиде́ний соле́ний уще́лий |
Вариантные формы | |
простынéй – просты´нь прúгоршней – прúгоршен | верхóвьев – верхóвий грáбель – грáблей |
Различаются лексическим значением | |
зу́бы – зубо́в листы́ – листо́в сыны́ – сыно́в ко́лья – ко́льев | зу́бья – зу́бьев ли́стья – ли́стьев сыновья́ – сынове́й колы́ – коло́в |
10. Употребление числительных
10.1. Собирательные числительные от двое до десятеро склоняются как прилагательные: двоих, двоим, двоими и т. д. Однако в косвенных падежах желательно употреблять количественные числительные: двум студентам, в течение семи суток.
Собирательные числительные сочетаются:
1) с личными местоимениями: вас двое, нас трое;
2) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: двое грабель, трое саней;
4) со словами «дети», «ребята», «люди», «лицо» (в значении «человек»): двое детей, пятеро незнакомых лиц;
5) с субстантивированными числительными и прилагатель-ными: вошли трое, пятеро больных;
6) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое щенят (разг.).
10.2.Числительное ОБА употребляется при сочетании с существительными мужского и среднего рода, а с существительными женского рода – числительное ОБЕ: с обоими студентами, на обоих окнах, для обеих дочерей.
Не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа. Нельзя: у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.
11. Нормы управления
При построении словосочетаний со связью управление особое внимание следует обращать на ряд факторов:
11.1.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимого слова: тосковать ПО детям, горевать ПО нас, стрелять ПО вас, по приездЕ домой, по возвращениИ из командировки, согласно приказУ;
11.2. Разграничение конструкций со словами, близкими по значению или составу, но требующими разного управления: радуюсь жизни – доволен жизнью; заведующий кафедрой – директор фирмы.
Запомните!
идентичный (чему?) – одинаковый (с чем?)
наполнен (чем?) – полон (чего?)
очевидец (чего?) – свидетель (чего? чему?)
рассердиться (на что?) – рассерженный (чем?)
беспокоиться (о чем?) – тревожиться (за кого?)
11.3. Обратите внимание на употребление однородных членов предложений:
Нельзя!!! Директор фирмы контролирует и управляет сотрудниками и финансами.
Глагол «контролировать» требует после себя Вин. пад., глагол «управлять» - Твор. пад. Следовательно, предложение должно быть построено следующим образом: Директор фирмы контролирует сотрудников и финансы (Вин.п.) и управляет ими (Тв.п.).
11.4.Запомните управление некоторых предлогов
А) Употребляются только с Дат. пад. предлоги:
СОГЛАСНО
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
НАПЕРЕКОР
ПО (в значении согласно): занятия по расписанию
Б) Употребляются с Предл. пад.
ПО (в значении после): по возвращении домой
Контрольная работа
Задание 1. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произнесения сочетания согласных ЧН. Учитывайте возможность двоякого произношения слов.
Булочная, горчичник, спичечный, лавочник, молочница, игрушечный, Кузьминична, порядочный, пустячный, прачечная, скучно, стрелочник, скворечник, яичница, двоечник, взяточница, очечник, убыточный, Никитична.
Шапочный мастер – прийти к шапочному разбору – шапочное знакомство.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных и причастий краткие формы, расставьте ударения.
Образец: прóданный – прóдан, проданá, прóдано, прóданы.
Прожитый, розданный, занятый, отобранный, призванный, налитый, завершенный, заключенный, важный, простой, веселый.
Задание 3. Образуйте от данных глаголов форму прошедшего времени, расставьте ударения.
Образец: брать – брáл, бралá, брáло, брáли.
Принять, начать, занять, снять, прибыть, баловаться, выбить.
Задание 4. Образуйте форму именительного и родительного падежей множественного числа следующих существительных. Расставьте ударение.
Директор, вексель, инспектор, выговор, приговор, аэропорт, диспетчер, плейер, принтер, слесарь, токарь, шофер, борт, госпиталь, китель, купол, сторож, фельдшер, шарф, кузов, округ, лифт, локоть, паспорт, новость.
Задание 5. Укажите род имен существительных. Составьте словосочетания с этими существительными.
Ретушь, фальшь, мозоль, тюль, сажень, маэстро, шампунь, интервью, импресарио, авеню, кольраби, какаду, шоу, алиби, амплуа, караоке, домище, евро, городишко, бродяга, бра, пари, умница, протеже, одиночка.
Дели, Гоби, Мехико, Калахари, Саппоро, Нагасаки, Онтарио, Килиманджаро, Токио.
ВМУ, АСУ, ВЦ, ДПС, ЕЭС, ЖКХ, ЗАГС, МИД.
Задание 6. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие вариативные формы.
Доктор, директор, ректор, профессор, скульптор, снайпер, бухгалтер, мастер, сторож, инженер, шофер, торт, выбор, договор, катер, ярус, номер, отпуск, госпиталь, порт.
Задание 7. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму.
1. На рынке было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, вишни, дыни, мандарины, томаты, яблоки).
2. На складе осталось мало (гольфы, носки, ботинки, валенки, сапоги, чулки, платья, туфли, лосины, шаровары, джинсы).
3. Мы купили много полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, щипцы).
4. В шкафу аккуратно лежат комплекты (наволочки, одеяла, пледы, покрывала, полотенца, скатерти).
5. Ему пришлось долго жить среди (армяне, казахи, калмыки, болгары, грузины, киргизы, монголы, осетины), а потом – среди (таджики, узбеки, якуты, румыны, татары, турки, туркмены, цыган).
Задание 8. Отметьте слова, с которыми сочетаются собирательные числительные двое, трое.
Старик, тигренок, зубр, ученый, жадина, окно, шорты, дети, мы, ребята, солдат, люди, рабочий, они, спортсмен, аспиранты, сани, ботинки, женщины, сын, дочь, учительница, военный, брат, сестра, профессор, сутки.
Задание 9. Вставьте слово с корнем -лож- или -класть-.
Справка. Корень -класть- употребляется в бесприставочных глаголах несовершенного вида, а корень -лож- употребляется в глаголах совершенного вида с приставками.
1. Здесь кирпичи можно в один ряд ___________. 2. Ну,__________ карту! 3. Не ___________ноги на стол. 4. Я всегда все на место ___________. 5. Ты обычно куда калькулятор ____________? 6. Быстро все вещи в шкаф ___________! 7. В горах снег _________ рано. 8. Куда можно ___________ вещи?
Задание 10. Найдите грамматико-стилистические ошибки в предложениях с однородными членами. Отредактируйте предложения.
1. Мы помним и отдаем дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 2. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы. 3. Руководитель планирует и осуществляет контроль за ходом выполнения работ. 4. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секции. 5. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 6. Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития. 7. Повсюду были слышны взрывы петард и отблески фейерверков. 8. В зарисовках старой деревенской Руси я не только нахожу у Есенина радостные, но и грустные интонации. 9. Руководство отметило и премировало лучших сотрудников ценными подарками.
Задание 11. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.
1. Подобная экономия достигнута благодаря усовершенствования производства. 2. Предоставить Ивановой И. П. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 3. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. 4. Благодаря мне ты опоздал на лекцию. 5. Школьники не посещали занятия за счет сильных морозов. 7. Эти частные дома, согласно плана, подлежат сносу. 8. Ремонтом машин Ременцов занялся наперекор своих жизненных стремлений. 9. По окончанию работы все должны собраться в зале. 10. Вопреки указанных положений на заводе продолжаются нарушения техники безопасности. 11. По истечению некоторого времени можно опять вернуться к этому вопросу.
Задание 12. Из приведенных в скобках паронимов выберите нужный. Мотивируйте свой выбор.
1. Люди часто не понимают (сущность – существо) происходящих событий. 2. Между странами установились (дружественные – дружеские) отношения. 3. Эти модели после (апробирования – апробация) переданы в массовое производство. 4. Испытание нового автомобиля (проводится – производится) в течение месяца. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометки – пометы). 6. Автор брошюры не приводит никаких (основания – обоснования) своих выводов. 7. Предложенное в статье решение кажется (проблемный – проблематичный). 8. Необходимо повсеместное создание (демократичные – демократические) органов самоуправления. 9. Он привык работать без надрыва (методически – методично), четко выполняя все (методические – методичные) рекомендации. 10. Аспирант собирается (представить – предоставить) свою работу на конкурс. 11. Военнослужащим, инвалидам, (командированным – командировочным) билеты предоставляются вне общей очереди.