Порядок разработки муниципальных целевых программ
Содержание, роль и порядок разработки целевых программ в социально-экономическом развитии муниципального образования
Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.
Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней – федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне.
Основным нормативным документом, определяющим порядок, принципы разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ, является утвержденный постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»[2], а также введенные приложениями к приказу Минэкономразвития РФ от 17.06.2002 № 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации"[3], остающиеся актуальными и действующими и в 2015 году «Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации»[4] и «Порядок согласования мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов РФ, имеющих федеральное значение»[5].
Эти документы могут использоваться как исходные типовые документы и для разработки муниципальных целевых программ.
Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.
Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации (рис. 6).
По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные. Широко известны такие крупные федеральные по статусу и межрегиональные по существу программы, как «Сибирь», «Дальний Восток», «Юг России».
По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.
По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3–5 лет) и долгосрочные (10–15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными и среднесрочными.
|
Рисунок 6. Классификация целевых программ[6]
По направленности решаемых проблем различают:
Новое качество жизни. В рамках данного направления обеспечивается доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Реализуется социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и политика, направленная на интеграцию мигрантов, высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности.
Инновационное развитие и модернизация экономики охватывает мероприятия, которые позволят российской экономике оставаться мировым лидером в энергетическом секторе и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Также создается разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
Обеспечение национальной безопасности предусматривает поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны.
Сбалансированное региональное развитие ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития. В рамках направления проводится целенаправленная работа по развитию федеративных отношений и местного самоуправления.
В рамках направления «эффективное государство», заложен рост эффективности управления государственным имуществом и финансами, повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков.
По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.
Порядок разработки муниципальных целевых программ
Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:
· описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
· социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
· цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;
· система программных мероприятий;
· механизм реализации программы;
· ресурсное обеспечение программы;
· оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;
· организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей составляющей программы является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность. Это требование связано с необходимостью повышения результативности бюджетных расходов, что составляет ядро административной реформы системы управления в России в настоящее время.
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:
· создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
· нормативно-правовые преобразования;
· формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
· оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
· содействие реформированию промышленности;
· развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
· развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики - упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т.д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образования.
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест).