Естественная монополия как исключительное право на ведение хозяйственной деятельности, ее преимущества и недостатки
Иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.
Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры. Инфраструктура - это сфера организации поставок, включающая в себя:
1) сети, по которым осуществляются поставки продукции (людей) между удаленными друг от друга экономическими агентами;
2) деятельность по эксплуатации этих сетей.
Нетрудно понять, что эффективность естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечивается технологическим единством находящейся в ее распоряжении сети. Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.
С экономической точки зрения это будет означать многократный рост средних постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии стоимость сети энергоснабжения распределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут в два раза!
Государственного регулирования цен в отраслях - естественных монополиях - одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации. Но, несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию естественных монополий требует немедленного решения.
1. Понятие, сущность и факторы, определяющие естественную монополию
Изучение проблемы естественных монополий требует вначале определения монополии как таковой и ее особенностей. Понятие монополии является достаточно широким и допускает значительное количество определений. Так, под монополией может пониматься исключительное право одного или группы лиц, государства на какой то объект собственности, на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами. Под монополией понимают ситуацию на рынке, при которой отсутствует конкуренция на стороне предложения, т.е. имеется лишь один продавец
К.Пасс и другие трактуют монополию как тип структуры рынка, характеризующийся следующими чертами:
* одна фирма и много покупателей. Т.е. на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству мелких, действующих независимо друг от друга покупателей;
* отсутствие товаров-заменителей
* блокирован вход, т.е. барьеры входа настолько существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен.
Как известно, различается три вида монополии:
Закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия);
Естественная, необходимая в связи с тем, что без такой монополии нельзя достигнуть эффективного использования ресурсов;
Открытая, при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Рассмотрим второй вид монополии. В этом случае фирма (предприятие) - субъект естественной монополии будет иметь более низкие удельные издержки, чем группа фирм-конкурентов относительно небольших размеров.
Таким образом, средние издержки на единицу продукции понижаются при увеличении объемов выпуска. Это означает, что для производства каждой последующей единицы продукции требуются меньшие затраты, чем для первых. Такая задача под силу лишь отдельным крупным производителям. Поэтому действие одного или очень немногих субъектов на данных рынках эффективнее, чем большого количества конкурирующих. При этом товары, производимые предприятиями - субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров.