Порядок проведения камеральных налоговых проверок

Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:

Работники отдела камеральных проверок формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме в АИС «Налог» и используются при проведении проверок.

Дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок и является обязательной при представлении следующих документов:

а) если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и (с полученным им в ходе налогового контроля, в том числе, если указанные ошибки, противоречия и несоответствия выявлены в результате автоматизированного арифметического контроля;

б) налоговые декларации (расчеты), в которых заявлено право на применение налоговых льгот;

в) налоговые декларации (расчеты), в которых сумма налога (авансового платежа) заявлена к уменьшению или к возмещению;

г) налоговые декларации (расчеты) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

д) налоговые декларации (расчеты) вместе с которыми представлены подтверждающие и иные документы

е) оформление результатов проверки, путем составления акта либо завершение проверки без составления акта проверки осуществляемое отделом камеральных проверок.

При составлении акта налоговой проверки налоговым органам необходимо обеспечить идентичность всех экземпляров акта налоговой проверки, в том числе по количеству и составу приложений к акту налоговой проверки, являющихся его неотъемлемыми частями. Приложениями к акту налоговой проверки могут являться материалы, полученные в ходе проверки и мероприятий налогового контроля, а также иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе камеральной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах. При этом документы, полученные непосредственно от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки могут не прилагаться.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом в обязательном порядке сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления.

В указанных целях налоговым органом используется Сообщение (с требованием представления пояснений). В случае необходимости вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений налоговыми органами используется Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Для подтверждения достоверности данных, отраженных в налоговой декларации (расчете) налогоплательщик с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в налоговой декларации (расчете).

Если после рассмотрения лицом, проводящим камеральную налоговую проверку, представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

В акте указывают:

по крупнейшим дату представления налоговой декларации и иных документов;

перечень документов, которые были представлены в ходе проверки;

период, за который проведена камеральная налоговая проверка;

наименование налога, в отношении которого проводили проверку;

дату начала и окончания проверки дату подписания документа инспекторами МИФНС налогоплательщикам;

полное и сокращенное наименования организации;

фамилии, имена и отчества проверяющих и название налоговой инспекции;

налогов;

юридический и фактический адрес предприятия;

сведения о мероприятиях налогового контроля, которые провели ревизоры;

какие именно нарушения налогового законодательства были выявлены;

выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

В акте камеральной налоговой проверки отражаются (при их установлении) факты налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ.

Если за нарушения предусмотрена ответственность, то в акте должны быть ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса РФ. Акт инспекторы должны вручить в течение 5 дней с даты его составления (пункт 5 статьи 100). Акт налоговой проверки вручают под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, проверяющие сделают в нем соответствующую отметку и отправят его почтой заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными в акте камеральной налоговой проверки, он может представить в инспекцию письменные возражения по документу <#"justify">2.3 Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения камеральных налоговых проверок

Согласно требованиям ФНС России, предъявляемым к территориальным налоговым инспекциям, камеральным налоговым проверкам должна подвергаться вся представляемая в налоговые органы отчетность.

На практике налоговые органы, проводящие камеральные налоговые проверки обычно руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно. Документ предназначен только для сотрудников налоговых служб. Налогоплательщикам не удастся ознакомиться с текстом. В настоящее время действует «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов». Кроме указанного Регламента, также имеются методические рекомендации главного налогового ведомства, которые предназначены только для территориальных налоговых органов, по тому как, они проводят камеральные проверки деклараций по налогу на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа, с помощью автоматизированной обработки данных, поступающих от налогоплательщиков, а именно необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматически проверять налоговую отчетность. Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде служит в основном выполнению двойной задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности

В настоящее время камеральные налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов.

Наши рекомендации