Роль и значение сферы обращения в формировании товароведных характеристик товаров
Обращение товаров — сфера деятельности, предназначенная для доведения товаров от производителя до конечного потребителя.
В сфере торговли товародвижение осуществляется в рамках технологического и торгового процессов.
Торгово-технологический процесс — комплекс последовательных операций, обеспечивающих процесс продажи и покупки и товародвижения.
Этапами технологического процесса являются упаковывание, хранение, транспортирование товаров и их товарная обработка. Задачей производителей и продавцов на этом этане обращения является сохранение товароведных характеристик товара (прежде всего, качества и количества), сформированных на производственных стадиях.
Содержание торгового процесса определяется следующими этапами:
• закупочной деятельности;
• управления товарными запасами;
• реализации товаров;
• дополнительного обслуживания покупателей.
Эти этапы играют большую роль в формировании таких характеристик, как ассортимент и конкурентоспособность товаров. Основная задача продавца состоит в формировании такого уровня торгового обслуживания, которое обеспечивало бы высокую удовлетворенность потребителей.
Достижение высокой удовлетворенности потребителей — основная цель системы менеджмента (СМК) торговой организации. Поскольку торговая организация (как и любая организация, действующая на рынке) зависит от своих потребителей, то она не может не иметь СМК. Другое дело, что не всякая организация имеет документированную СМК и очень незначительная часть организаций имеет СМК, отвечающую требованиям ИСО 9001 и получившую соответствующий сертификат соответствия.
В Приложении 2 представлен перечень элементов СМК. Большая часть из них является объектом анализа СМК в торговых организациях.
Первым шагом к созданию документированной СМК является разработка стандартов торговой организации.Стандарты направлены на унификацию внутренних процедур организации для предупреждения ошибок, которые допускают сотрудники. Хотя они со временем уходят из торговли, но опыт, зафиксированный ими в документах, остается достоянием торговой организации.
Результативность торговых процессов достигается за счет правильного распределения ответственности и полномочий. Поэтому в стандартах больших торговых организаций (например торговых сетей) необходимо предусматривать рациональное взаимодействие отделов организаций (торгового отдела, отдела логистики, юридического отдела и т.д.) для предупреждения споров и достижения коллективного стиля работы.
Для предупреждения и разрешения споров между подразделениями и работниками полезен документ "Матрица ответственности". Если в этой матрице по вертикали задать функции, а но горизонтали — исполнителей, то на пересечении строк и столбцов можно указать характер управленческого воздействия при выполнении этих функций (исполнение, контроль, согласование):
Функция | Ответственные подразделения |
1. | |
2. |
Например, в выполнении функции "взыскание штрафов за поставку продукции ненадлежащего качества" участвуют службы качества, юридический отдел, бухгалтерия. Для предупреждения споров из-за несвоевременного взыскания штрафов и как следствие понесенных убытков организацией определяется подразделение, ответственное за выполнение этой функции.
Ниже рассматриваются следующие подсистемы СМК торговых организаций:
• приемка по качеству;
• закупочная деятельность;
• управление прогнозированием спроса;
• управление ассортиментом товаров;
• управление товарными запасами;
• новые товары;
• торговое обслуживание;
• хранение товаров;
• управление экспертизой товаров.
Именно эти подсистемы оказывают существенное влияние на товароведные характеристики товаров и эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций.
При анализе подсистем обращается внимание на такие элементы СМК, как:
1) процедуры;
2) сущность и результативность процессов;
3) применяемая документация;
4) ответственность и полномочия субъектов управления;
5) взаимодействие и обмен информацией персонала и подразделений организации;
6) управление несоответствующей продукцией.
Подсистема "Приемка по качеству"
Приемка по качеству — фактическое получение, принятие товара и сопутствующих ему документов, которое сопровождается проверкой (в зависимости от вида товара) его внешнего вида, упаковки и других товароведных характеристик.
Приемка но качеству производится уполномоченным торговой организацией лицом.
При приемке по качеству используются внешние документы и внутренние документы.
Правила приемки товара и ее документальное оформление определяются договором поставки. В указанном договоре определены нормативные акты (законы, технические регламенты и т.д.) и нормативные документы (межгосударственные стандарты, национальные стандарты, технические условия и т.д.), которым должен соответствовать поставляемый товар.
Изготовитель (продавец) обязан представить покупателю иные документы, если наличие таких документов требуется в соответствии с законодательством РФ. Речь, прежде всего, идет о таких технических документах, как сертификаты соответствия, декларации о соответствии и др.
В отдельных случаях в договорах поставки дублируется порядок приемки по качеству, установленный инструкцией "О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления но качеству" (1.6). Документом, подтверждающим недоброкачественность и некомплектность товара, отсутствие надлежащей маркировки, а также недоброкачественность тары и упаковки, являетсяакт приемки по качеству. В Приложении 9 приведена унифицированная форма акта, утвержденная Госкомстатом России.
Конкретные процедуры приемки регламентируются в стандартах на конкретную продукцию. В частности, в стандарте определяются следующие вопросы:
1) порядок предъявления товара к приемке;
2) размер предъявляемых партий;
3) контрольные нормативы;
4) необходимость и время выдержки продукции до начала приемки;
5) оформление результатов приемки (документ о качестве, клеймо).
В соответствии со стандартами на правила приемки товаров потребитель (торговая организация), как правило, осуществляет выборочный контроль качества (см. гл. 4, параграф 4.2).
В ряде торговых систем в целях анализа качества товаров с ограниченным сроком хранения применяются внутренние документы типа карты входного контроля (см. Приложение 10). Эта карта заполняется в момент приемки, хранится вместе с товарно-транспортной накладной. При выявлении несоответствий данные из карты вносят:
1) в карту, в которой обобщаются данные о качестве продукции конкретного поставщика;
2) на интернет-страницу.
При входном контроле минимальный объем выборки продукции составляет 10% от поставленного количества упаковочных транспортных единиц (т.е. коробов), но не менее 3 коробов. При входном контроле продукции проблемных поставщиков проверяется 100% коробов. Зафиксированные несоответствия регистрируют в таком разделе учетной карты, как "Комментарии по выявленным несоответствиям".
Управление несоответствующей продукцией — это действия торговой организации в отношении недоброкачественной продукции, обнаруженной в процессе приемки по качеству. Указанные действия определены в договорах поставки. Например, рекомендуется [40] в договорах на поставку продовольственных товаров указывать на следующие действия.
1. В случае обнаружения в процессе приемки недоброкачественных товаров (с просроченным сроком хранения, испортившихся до окончания срока хранения, потерявших товарный вид, в ненадлежащей упаковке) продавец обязан своими силами и за свой счет заменить недоброкачественные товары на качественные. В случае невозможности замены недоброкачественных товаров покупатель вправе отказаться от недоброкачественных товаров и их оплаты. Продавец не имеет права настаивать на приемке недоброкачественных товаров и обязуется вывезти недоброкачественные товары тем же рейсом, каким они прибыли.
2. Минимальный срок годности поставляемых товаров должен быть не менее ... дней или 70% от общего срока годности. В противном случае покупатель вправе отказаться от приемки таких товаров. Продавец не имеет права настаивать на приемке таких товаров и обязуется вывезти непринятые товары тем же рейсом, каким они прибыли.
3. В случае обнаружения после приемки недоброкачественных товаров, в том числе товаров, испортившихся до окончания срока хранения (при условии соблюдения покупателем условий хранения товаров), покупатель письменно, по факсу, электронной почтой, телефонограммой извещает об этом продавца. Продавец обязан своими силами и за свой счет произвести замену или возврат недоброкачественных товаров или возврат их стоимости. В случае невыполнения продавцом данного условия покупатель вправе отказаться от таких товаров и от их оплаты либо вычесть их стоимость из сумм, подлежащих перечислению продавцу за другие товары.
9.3. Подсистема "Закупочная деятельность"