Автоматическое заполнение таблицы
Кафедра информационных систем и математического моделирования
MS Excel
Методические указания
К выполнению лабораторной работы
по курсу «Информатика»
Электронные таблицы необходимы, прежде всего, для максимально наглядного представления данных. Это касается как собственно табличного представления, так и представления данных в виде графиков и диаграмм.
Кроме того, электронные таблицы должны быть удобны при работе с документацией: при создании документов, верстке, подготовке к печати. Желательно также наличие достаточно большого количества встроенных функций различного типа: математических, статистических, финансовых и других.
Всеми указанными выше достоинствами обладает оболочка Мicrosoft Excel.
Особенности оболочки Ехсеl
В-основном, оболочка MS Excel похожа на редактор MS Word. В частности, панели инструментов и пункты главного меню (так же, как и их содержание) очень похожи и в Excel, и в Word. Но есть и ряд существенных отличий.
1. Несколько изменилось главное меню. В отличие от редактора Word вместо пункта «Таблица» появился пункт «Данные». Добавлен и ряд кнопок на панелях «стандартная» и «форматирование».
2. Поле редактора представляет собой очень большую таблицу. Ячейка, в которой производится редактирование, выделяется контурным черным прямоугольником с выделенным правым нижним углом.
3. Все, что вводится в ячейку, отображается в строке формул. Редактирование выделенной ячейки можно производить и в строке формул.
4. Окно имени ячейки. Изначально каждая ячейка именуется по столбцу и строке, например, А2, В5, F34 и т.д. В данном случае имя ячейки содержит только латинские буквы. Но ячейке можно присвоить собственное имя, набрав его в окне имени.
5. Панель имен столбцов. Подведя курсор мыши к границе раздела столбцов, можно изменить их ширину.
6. Панель номеров строк. Здесь можно изменить ширину строк.
7. Ярлыки листов документа. Выбирая мышью соответствующий ярлык, можно открывать необходимый лист. Листы, как и ячейки, могут быть переименованы.
8. Кнопки управления ярлыками листов. Они необходимы, если количество листов в документе достаточно большое и все ярлыки не помещаются на экране.
9. Редуцированная горизонтальная полоса прокрутки документа. Ее функции не изменились, но размер уменьшился в сравнении с оболочкой Word.
Форматирование ячеек
При работе с ячейками таблицы можно выделить два режима:
1) режим ввода данных;
2) режим форматирования ячеек.
Режим ввода характеризуется наличием в ячейке или в строке формул, если там производится ввод символов, и наличием мигающего курсора - признака готовности системы к вводу информации.
В режиме ввода можно менять только формат ввода символов, то есть тип и размер шрифта. В оболочке Ехсеl нет понятия абзаца, поэтому для ввода больших, хорошо отформатированных фрагментов текста здесь удобнее использовать объект «Надпись» из инструментария панели «рисование».
Другой способ - использовать объединение ячеек. Для объединения ячеек необходимо их выделить. При этом, определив левую верхнюю ячейку выделяемой области, нужно нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, переместить мышь в правый нижний угол выделяемой области. Выделенные ячейки отмечаются инверсным цветом. Все, кроме одной! Ячейка, от которой начиналось выделение, остается основного цвета.
После выделения массива объединяемых ячеек нужно выбрать на панели «форматирование»кнопку «Объединить и поместить в центре».
При этом выделенные ячейки объединяются в одну, и автоматически устанавливается выравнивание текста по центру. Тип выравнивания всегда можно изменить на выравнивание по левому или правому краю, по ширине.
После ввода в ячейку информации можно отредактировать ее формат. Для этого нужно убрать из ячейки мигающий курсор. Самый простой способ сделать это - щелкнуть мышью на произвольной ячейке (убрать выделение), а затем вернуться к редактируемой ячейке, также выделив ее щелчком мыши. Если необходимо установить общий формат для группы ячеек, то необходимо выделить соответствующий массив. Затем надо выбрать в меню «Формат» пункт «Ячейки», в результате открывается диалоговое окно свойств ячейки (или ячеек).
Окно имеет несколько закладок. Первая закладка «Число» определяет формат данных в ячейке. Если ячейка содержит текст, то формат должен быть уставлен «обычный». Все остальные форматы данных необходимо определять в четком соответствии с их типом. Часть функций данной закладки дублируется кнопками панели «форматирование»:
При помощи данных кнопок можно присвоить ячейке соответственно денежный формат, процентный, формат с разделителем, а также увеличить или уменьшить количество отображаемых разрядов после запятой. В качестве разделителя десятичных знаков в Excel (как и в других программах Office) используется запятая!
Пример
Типы форматирования временных данных в ячейках:
Вторая закладка «Выравнивание» управляет положением надписи в ячейке. Здесь можно выровнять текст по горизонтали и по вертикали, изменить направление текста (блок «Выравнивание»), установить перенос по словам в ячейке и отменить объединение ячеек (блок «Отображение»).
Особое внимание необходимо уделить проблеме переноса текста в ячейке. Поскольку Excel не позволяет расставлять обычные переносы в словах, то при вводе в ячейку большого текста нужно решить, как он будет располагаться.
Первый вариант - написание текста в строку. При этом длинный текст закроет несколько ячеек, расположенных справа от ячейки ввода. Нельзя говорить, что этот текст обобщен на все ячейки, пока не применен эффект объединения:
Но такое положение сохраняется до тех пор, пока в соседнюю ячейку не введен собственный текст:
В таком случае надо на закладке «Выравнивание» выставить маркер переноса по словам.
Следующая закладка «Шрифт» располагает набором меню по выбору параметров шрифта. Закладка «Граница» управляет параметрами границы: тип линий, выбор контура, цвет. Отчасти (выбрать контур) данные функции можно найти и на панели инструментов.
На закладке «Вид» можно выбрать тип и цвет заливки ячейки. Цвет заливки можно изменить и с помощью кнопки панели «форматирование»:
Задание 1.
Набрать и отформатировать таблицы:
После заполнения таблиц выделить столбцы разными цветами.
Автоматическое заполнение таблицы
Зачастую пользователю приходится вводить в таблицу данные либо одинаковые по значению, либо связанные каким-либо соотношением. Ехcel позволяет частично автоматизировать данный процесс.
Так, чтобы заполнить таблицу одинаковыми данными, нужно ввести прототип заполнения в одну ячейку:
Затем курсор подводится к нижнему правому углу ячейки (к маркеру заполнения). При этом он меняет свой вид: из толстого и белого становится тонким и черным. Захватив угол ячейки мышью, растягиваем ее либо по вертикали, либо по горизонтали:
Обобщить содержимое сразу на несколько ячеек в обоих направлениях невозможно. Но можно сделать это в два шага: по горизонтали и по вертикали (в произвольном порядке):
Практически также заполняется таблица данными, связанными каким-либо соотношением. Примерами соотношений могут служить арифметическая и геометрическая прогрессии, дни недели, месяцы.
Для заполнения таблицы подобного рода данными необходимо ввести начальный элемент списка, и, захватив угол ячейки левой кнопкой мыши, растянуть выделение на ячейки, в которые автоматически будут вставлены новые данные:
Справа внизу появляется элемент, позволяющий вызвать контекстное меню, с помощью которого можно изменить заполнение ячеек:
Например, выбрав пункт «Копировать ячейки», получим:
Аналогично, в зависимости от содержания начальной ячейки, можно осуществить заполнение ячеек по дням, годам и т.д.
Если при заполнении пользоваться правой кнопкой мыши, то перед заполнением будет появляться следующее контекстное меню:
Несколько иная ситуация с числовыми данными. Если в начальную ячейку ввести число, то при использовании правой кнопки мыши к заполнению будет предложена прогрессия, открывающая дополнительное диалоговое окно (нижний пункт контекстного меню):
Здесь можно выбрать тип прогрессии, установить ее шаг.
Пример
Арифметическая прогрессия с шагом, равным 2:
Геометрическая прогрессия с шагом, равным 3:
Задание 2
Набрать таблицу умножения .
Диаграммы
Для построения диаграммы нужно выделить область данных, по которой будет строиться диаграмма. В пределах одного и того же столбца должны содержаться данные одного типа.
Затем надо нажать кнопку «Мастер диаграмм» на панели «Стандартная».
При этом открывается диалог пошагового построения диаграммы.
На каждом шаге необходимо выбрать подходящие параметры для элементов диаграммы. В любой момент можно вернуться назад, нажав кнопку «Назад». Продвижение по диалогу осуществляется кнопкой «Далее».
Выбираем диапазон данных (значения данных для оси ординат):
Переходим к вкладке «Ряд» и выбираем диапазон подписей по оси X (ряд слева – «Год»):
Если формат отображаемой в окне предварительного просмотра примерной диаграммы удовлетворителен на Ваш взгляд, то можно вставить ее в документ кнопкой «Готово».
После этого получаем:
Различные свойства диаграммы можно изменить с помощью панели, появляющейся при щелчке в область диаграммы:
Количество столбцов данных особого значения не имеет. Важно лишь, чтобы в диапазон данных не попадали пустые столбцы.
Задание 3
Построить по заданной таблице диаграммы различного типа:
1) гистограмму;
2) линейчатую;
3) точечную;
4) круговую;
5) кольцевую;
6) график;
7) коническую.