Анализ и развитие нормативно-правовых основ обеспечения экономической безопасности предприятия
Одним из первых законодательных актов на пути обеспечения экономической безопасности предприятия был Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Статья 26. «Банковская тайна» этого закона гласит: «Кредитная организация. Банк России гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом» [4].
Затем появился Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Статья 10 этого закона устанавливает формы недобросовестной конкуренции [6]. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
• получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну, без согласия ее владельца.
Позже был принят «Закон о частной детективной и охранной деятельности» 1992 года. Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов [7].
Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»: Статья 1. «Товарный знак и знак обслуживания». Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц. Статья 4. «Исключительное право на товарный знак». Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя [8].
Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Статья 15. «Формы недобросовестной конкуренции». Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации [9].
Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая Статья 857. Банковская тайна. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 г. № БГ-3-28/96 и зарегистрирован в Минюсте РФ 26 марта 2003 г. № 4335 «Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов». Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ вступивший в силу с 01.01.1997 года содержит значительное число норм, выполняющих функции уголовноправового обеспечения экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности. Большая часть преступлений, посягающих на экономическую безопасность предприятия в части, касающейся защищенности хозяйственной деятельности, в новом УК РФ криминализована впервые (ст. 169, 173, 176, 177, 182; ч.1 ст.183, 185, 195-197 УК РФ). За остальные виды преступлений, входящих в эту группу, законодатель счел возможным установить более строгие наказания (ст.178, 180 УК РФ). Изучение соответствующей группы норм показывает, что в отдельных случаях законодатель допустил явную, недооценку общественной опасности организованных форм преступных посягательств на экономическую безопасность предприятия. Например, санкция ч.2 ст. 178 УК РФ (монополистические действия и ограничение конкуренции в форме устранения с рынка хозяйствующих субъектов, совершенные организованной группой) не позволяет отнести данное преступление к тяжким. Соответственно в борьбе с данным видом посягательства на безопасность предприятия не могут быть использованы нормы об ответственности за организацию или участие в преступном сообществе (ст.210 УК РФ) [3].
В большинстве случаев к ним относятся:
• воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст. 169 УК РФ);
• лжепредпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям (ст. 176 УК РФ);
• незаконное получение кредита (ст.176 УК РФ);
• незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
• незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст.183 УК РФ);
• злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ);
• неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
• преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);
• фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).
29 июля 2004 года Президент России Владимир Путин подписал
федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Первоначально документ был принят Государственной думой в ноябре 2003 г. И отклонен Советом Федерации, после чего была создана согласительная комиссия. Позже проведена редакция некоторых пунктов статей Федерального закона от 18.12.2006 II 231-ФЗ. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). В законе прописаны вопросы предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, регламентируются вопросы охраны конфиденциальности информации, прописаны вопросы ответственности за нарушение закона.
В 2006 году выпущен Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.
В этом разделе приведена лишь небольшая часть законодательных актов, касающихся обеспечения экономической безопасности предприятия. Но даже приведенные примеры дают основание полагать, что законодатель и в дальнейшем будет уделять должное внимание проблемам экономической безопасности предпринимательства.