Тема: Муниципальное право как комплексная отрасль права, наука и учебная дисциплина.
Выберите правильные и наиболее полные варианты ответов.
1. Муниципальное право — это:
а) комплексная отрасль права;
б) ведущая отрасль права;
в) первичная отрасль права;
г) вторичная отрасль права.
2. Муниципальное право именуется комплексной отраслью права, потому что:
а) муниципально-правовые отношения регламентируются нормами различных правовых отраслей;
б) нормы муниципального права охватывают весь комплекс отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления;
в) все вопросы местного значения должны решаться комплексно.
3. Отношения, составляющие предмет муниципально-правового регулирования, возникают:
а) в сфере организации и функционирования исполнительной власти в государстве;
б) в процессе организации и осуществления местного самоуправления;
в) в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
4. Отличительными признаками отношений, составляющих предмет муниципального права, являются:
а) локально-территориальный характер;
б) властная деятельность;
в) комплексный характер;
г) решение определенных дел путем принятия нормативных правовых актов;
д) население или органы местного самоуправления как субъекты.
5. Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить:
а) на отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование;
б) отношения, в которых одной из сторон выступает население;
в) отношения, связанные с организацией местного самоуправления;
г) отношения, в которых одной из сторон выступает орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления;
д) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;
е) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.
6. Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами:
а) никак не соотносятся;
б) соотносятся как общее и частное;
в) являются равнозначными;
г) термин «муниципальный» шире термина «местный»;
д) термин «местный» шире термина «муниципальный».
7. Значение муниципально-правовых норм выражается:
а) в установлении новых юридических норм;
б) конкретизации нормативных правовых актов;
в) правоприменительной деятельности;
г) формировании новых правовых отношений;
д) правотворческой деятельности.
8. Правовыми институтами муниципального права являются:
а) правовые акты, содержащие нормы муниципального права;
б) нормы муниципального права, регулирующие общественное отношение в сфере муниципального управления;
в) обособленные комплексы муниципально-правовых норм, регулирующих обособленную группу отношений в сфере организации местного самоуправления.
9. Метод правового регулирования — это:
а) способ организации деятельности правотворческого органа;
б) выработанная практикой юрисдикционных органов технология их функционирования;
в) способы воздействия права на общественные отношения;
г) закрепленная в официальных документах методика выполнения отдельных полномочий представителями власти;
д) система взаимоотношений между участниками гражданского общества.
10. Система муниципального права включает нормы, регулирующие:
а) местное самоуправление в системе народовластия;
б) территориальные, финансово-экономические, организационные основы местного самоуправления;
в) правовой статус государственных предприятий и учреждений;
г) гарантии местного самоуправления;
д) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
е) исполнительно-распорядительную деятельность органов государственной власти субъектов рф;
ж) ответственность органов местного самоуправления.
11. Значение муниципально-правовых методов выражается:
а) в реализации целей деятельности муниципальной организации;
б) сознательном воздействии на субъект муниципально-правового регулирования;
в) упорядочении происходящих в системе процессов;
г) регулировании нормами муниципального права;
д) системе осуществления органами местного самоуправления их компетенции.
12. Особый правовой статус муниципальных образований как субъектов муниципально-правовых отношений проявляется:
а) в наличии права создания объединений в форме ассоциаций или союзов муниципальных образований;
б) регламентации правового статуса федеральным законодательством;
в) наличии собственной символики;
г) наличии прав собственника в отношении муниципальной собственности.
13. Местное сообщество относится к субъектам муниципально-правовых отношений:
а) наделенных правом представлять интересы муниципальных образований;
б) управомоченных законодательством в пределах своих полномочий принимать общеобязательные для исполнения решения;
в) содействующих осуществлению местного самоуправления;
г) общей компетенции;
д) частной компетенции.
14. Иностранные граждане и лица без гражданства:
а) не имеют права участвовать в осуществлении местного самоуправления;
б) взаимодействуют с органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим их права и обязанности;
в) допускаются к участию в выборах муниципальных органов и местном референдуме в соответствии с международными договорами РФ;
г) имеют право поступления на муниципальную службу.
15. Обязательными субъектами муниципально-правовых отношений являются:
а) муниципальные унитарные предприятия;
б) население муниципального образования;
в) представительные и иные органы местного самоуправления;
г) органы государственной власти субъекта РФ;
д) ассоциации и союзы муниципальных образований.
16. Основным международно-правовым актом, регулирующим местное самоуправления, является:
а) Европейская хартия;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
в) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.;
г) Международный пакт об экономических и политических правах 1966 г.
17. Задачей науки муниципального права является:
а) раскрытие сущности местного самоуправления;
б) регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления;
в) анализ содержания муниципальных правоотношений;
г) выработка предложений по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении.
18. Методами науки муниципального права являются:
а) сравнительно-правовой метод;
б) императивный метод;
в) догматический метод;
г) метод обязывания;
д) исторический метод.
19. Вопросы местного самоуправления в дореволюционной России рассматривались в работах:
а) А. И. Васильчикова;
б) О. Е. Кутафина;
в) В. Н. Лешкова;
г) В. И. Фадеева;
д) Г. В. Барабашева.
20. Предмет науки муниципального права образуют:
а) отрасль муниципального права;
б) сущность народного суверенитета;
в) история развития муниципального права;
г) практика функционирования местного самоуправления.
Тема: Местное самоуправление: понятие, принципы, значение.
Выберите правильные и наиболее полные варианты ответов.
1. Местное самоуправление в науке определяется как:
а) управленческая деятельность органов местного самоуправления;
б) деятельность местного сообщества по решению вопросов местного значения;
в) деятельность органов государственной власти;
г) право населения на самостоятельное решение вопросов жизнедеятельности.
2. Содержанием местного самоуправления является:
а) вопросы местного значения;
б) вопросы организации государственного управления;
в) деятельность органов местного самоуправления;
г) вопросы ответственности органов местного самоуправления.
3. Местное самоуправление осуществляется в пределах:
а) Российской Федерации;
б) федерального округа;
в) нескольких субъектов РФ;
г) одного субъекта РФ;
д) городских (сельских) поселений и других территорий.
4. Субъектами местного самоуправления являются:
а) граждане Российской Федерации;
б) иностранцы и лица без гражданства;
в) граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства;
г) органы государственной власти и их должностные лица;
д) органы местного самоуправления и их должностные лица.
5. Согласно Конституции местное самоуправление:
а) входит в систему государственной власти;
б) не входит в систему государственной власти;
в) частично входит в систему государственной власти.
6. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится:
а) к собственному ведению Российской Федерации;
б) собственному ведению субъектов РФ;
в) совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;
г) компетенции органов местного самоуправления.
7. Современная государственная политика России в области местного самоуправления основывается:
а) на Конституции;
б) Европейской хартии;
в) Гражданском кодексе РФ;
г) Уголовном кодексе РФ;
д) Кодексе РФ об административных правонарушениях.
8. Принципы местного самоуправления — это:
а) основные направления муниципальной деятельности;
б) обусловленные природой местного самоуправления коренные начала, идеи, лежащие в основе организации и деятельности муниципальных органов;
в) условия и средства, обеспечивающие реализацию прав местного самоуправления и правовую их защиту.
9. Принципы местного самоуправления лежат в основе:
а) организации государственной власти;
б) организации деятельности органов государственной власти;
б) организации местного самоуправления;
г) социальной организации местного сообщества.
10. Общие принципы, лежащие в основе организации местного самоуправления в Российской Федерации, закреплены:
а) в Европейской хартии;
б) Конституции;
в) Законе о местном самоуправлении 2003 г.;
г) законах субъектов РФ;
д) уставе муниципального образования.
11. К принципам местного самоуправления относятся:
а) принцип разделения властей;
б) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
г) несменяемость главы муниципального образования;
д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
е) принцип ротации кадров.
12. В теории принципы муниципального права разделяются:
а) на общие и частные;
б) основные и факультативные;
в) первоочередные и второстепенные;
г) конституционные и иные.
13. Самостоятельность местного самоуправления реализуется:
а) в рамках, определяемых органами местного самоуправления;
б) в переделах полномочий, определяемых государством;
в) только по поводу определения символики муниципального образования;
г) без ограничений.
14. Принцип законности относится:
а) к универсальным принципам;
б) принципам, обеспечивающим внутреннюю организацию местного самоуправления;
в) принципам, обеспечивающим взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
15. Принцип демократизма относится:
а) к универсальным принципам;
б) принципам, обеспечивающим внутреннюю организацию местного самоуправления;
в) принципам, обеспечивающим взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
16. Принцип самостоятельности решения населением вопросов местного значения относится:
а) к универсальным принципам;
б) принципам, обеспечивающим внутреннюю организацию местного самоуправления;
в) принципам, обеспечивающим взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
17. Принцип неподчиненности одного муниципального образования другому относится:
а) к универсальным принципам;
б) принципам, обеспечивающим внутреннюю организацию местного самоуправления;
в) принципам, обеспечивающим взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
18. Принцип гарантированности и поддержки государством местного самоуправления относится к:
а) к универсальным принципам;
б) принципам, обеспечивающим внутреннюю организацию местного самоуправления;
в) принципам, обеспечивающим взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
19. Под функциями местного самоуправления понимаются:
а) основополагающие начала местного самоуправления;
б) основные направления его деятельности;
в) совокупность правовых норм;
г) совокупность научных теорий, представлений, идей, взглядов.
20. К функциям местного самоуправления можно отнести:
а) воспитательную;
б) охранительную;
в) политическую;
г) экономическую.
21. Функциями местного самоуправления являются:
а) социально-культурная функция;
б) функция охраны общественного порядка;
в) функция обороны государства;
г) регулятивная функция.
22. Возможно выделить следующие формы деятельности местного самоуправления по реализации его функций:
а) правовые;
б) организационные;
в) материальные;
г) идеологические.
23. К правовым формам деятельности местного самоуправления относятся:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правовосстановительная;
г) правоохранительная.
24. К организационным формам деятельности местного самоуправления относятся:
а) организационно-регламентирующая;
б) организационно-хозяйственная;
в) организационно-идеологическая;
г) организационно-плановая.