Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма
Наиболее характерная классификация экономических систем:
1. Традиционная экономика (натуральное хозяйство), в которой производство и потребление непосредственно соединены, координация деятельности осуществляется на основе патриархальных традиций и внеэкономического принуждения к труду.
2. Командно-административная система (тоталитарная экономика), выражающаяся в господстве командных (административных, приказных, принудительных и т.п.) методов регулирования экономики. Ее основные черты: общественная собственность на все экономические ресурсы, централизованное экономическое планирование, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, непосредственное управление предприятиями из единого центра, монополизация и бюрократизация экономики.
3. Рыночная экономика (товарное хозяйство), основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка в условиях конкуренции. Характеристики рыночной экономики:
- частная собственность на ресурсы;
- множество независимых товаропроизводителей;
- множество независимых потребителей;
- эквивалентный обмен по стоимости;
- стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения;
- стихийное регулирование воспроизводственных пропорций;
- свободная конкуренция, свободный перелив капитала.
4. Смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование экономики. Смешанность имеет три аспекта:
- сочетание плана и рынка;
- многоукладность;
- "социализацию" частной собственности.
Рынок - механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. это система отношений между спросом и предложением. Принципами движения к современному рыночному хозяйству являются:
1. Макроэкономическая стабилизация, означающая: минимум дефицита госбюджета; прекращение избыточной денежной эмиссии, льготного кредитования.
2. Либерализация цен, формирование их на основе спроса и предложения.
3. Формирование частной собственности, правовая защита собственников.
4. Процесс приватизации государственных предприятий, продажа государственной собственности, формирование конкурентной среды.
5. Становление экономики "открытого типа". Свободная экономика: свободная торговля, защита иностранных инвестиций, предоставление возможностей для репатриации прибыли.
6. Ограничение прямого государственного вмешательства.
К условиям возникновения рынка относят:
- общественное разделение труда;
- экономическая обособленность производителей;
- самостоятельность производителей.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок бывают:
- рынок товаров и услуг;
- рынок средств производства;
- рынок труда;
- рынок инвестиций;
- рынок финансовый (денежный);
- рынок ценных бумаг
По географическому положению:
- местные рынки;
- региональные рынки;
- национальные рынки;
- мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции:
- монополистический рынок;
- олигополистический рынок;
- свободный рынок;
- смешанный рынок.
По отраслям:
- автомобильный рынок;
- компьютерный рынок;
- другие рынки
По характеру продаж:
- оптовые рынки;
- розничные рынки.
Субъектами рыночного хозяйства являются:
- домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
- предприятие - экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Стремится к максимизации прибыли, самостоятельно принимает решения;
- финансовые структуры (банк) - финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для функционирования рынка;
- государство - правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для контроля за деятельностью.
Объектами рыночного хозяйства выступают:
- товары и услуги;
- факторы производства (средства производства, земля, деньги, капитал);
- деньги, ценные бумаги;
- государственные льготы.
Инфраструктура рынка включает:
- товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы – обслуживают рынки товаров и услуг, рынки средств производства;
- банки, страховые компании, фонды разного рода, фондовые биржи – обслуживают фондовый рынок, рынок инвестиций;
- биржи труда – обслуживает рынки труда.
Функции рынка:
- информационная - через постоянно меняющиеся цены, ставки ссудного процента за кредит получение информации о состоянии экономики;
- посредническая- соединение экономики обособленных товаропроизводителей и потребителей;
- ценообразующая - формирование рыночных цен, отражающих и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы;
- регулирующая - распределение ресурсов и капиталов. Формирование структуры экономики, отвечающей требованиям потребителей;
- санирующая - экономика очищается от слабых предприятий;
- дифференцирующая - расслаивает товаропроизводителей, обогащает одних и разоряет других.
Преимуществами рынка являются: эффективное распределение ресурсов (ресурсы направляются на производство товаров, необходимых обществу); рынок обеспечивает возможность нормального функционирования в условиях ограниченной информации (цены, издержки); гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям; максимальное использование достижений НТР, развитие науки и техники; свобода выбора действий потребителей и предпринимателей; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; более быстрая корректировка неравновесия.
Недостатки рынка: не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству; не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования; не гарантирует право на доход и на труд; не обеспечивает перераспределение дохода; не обеспечивает развитие фундаментальной науки; рыночная система не стабильна.