Под проблемой__ понимают сложную теоретическую или практическую задачу, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
2.12. Требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов- это… гипотеза
2.13. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1. релевантности;
2. проверяемости;
3. совместимости;
4. обладания объяснительной силой;
5. простоты;
6. упрощенности.
2.14. Сопоставьте требования научной гипотезы ….
1. релевантность | А. с существующим научным знанием |
2. проверяемость | Б. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий |
3. совместимость | В. соответствие фактам, на которые гипотеза опирается |
4. обладание объяснительной силой | Г. опытным путем |
5. простота | Д. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений |
6. упрощенность |
2.15. Учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей называется….теория
2.16. Структура теории:
1. понятия;
2. суждения;
3. законы;
4. научные положения;
5. учения;
6. идеи;
7. эксперимент.
2.17. Мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений – это...понятие
2.18. Общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений – это… категория
2.19. Сходные положения какой-либо отрасли науки, являющиеся начальной формой систематизации знаний – это… принцип
2.20. Положение, которое является исходным, недоказуемым, и из которого по установленным правилам выводятся другие положения – это… аксиома
2.21. Положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области – это… закон
2.22. По основным сферам реальности законы классифицируются на:
1. природы;
2. мышления;
3. познания;
4. общества;
5. сообщества
2.23. По объему действия законы классифицируются:
1. всеобщие;
2. единичные;
общие;
4. частные.
2.24. Научное утверждение, сформулированная мысль – это… положение
2.25. Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности – это…учение
2.26. Соотнесите структуру теории:
1. учение | А. Научное утверждение, сформулированная мысль |
2. положение | Б. Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности |
3. закон | В. Положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области |
4. аксиома | Г. Положение, которое является исходным, недоказуемым, и из которого по установленным правилам выводятся другие положения |
5. принцип | Д. Сходные положения какой-либо отрасли науки, являющиеся начальной формой систематизации знаний |
6. | Е. новое интуитивное объяснение события или явления |
2.27. Элементами эмпирического знания являются:
1. факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов;
2. качественные и количественные характеристики объектов и явлений;
3. факты, получаемые с помощью теоретических исследований.
Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических _____законов____
2.29. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в ….
1. совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2. факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
3. научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
4. теоретические исследования в современной науке предопределяется, направляется эмпирическими;
5. эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.
2.30. Структуру эмпирического уровня исследования составляют:
1. факты;
2. эмпирические обобщения;
3. законы;
4. аксиома.
2.31. Факт – это ..
1. объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);
2. знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3. предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов;
4. научное утверждение, сформулированная мысль.
2.32. Система определенных научных фактов, на основании которой можно сделать определенные выводы или выявить недочеты и ошибки – это …эмперическое обобщение
3.1 Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом – это ____цель__ научного исследования
3.2. Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы исследования, определяет порядок его проведения и его основные этапы – это замысел исследования
3.3. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы:
1. цель, задачи, гипотеза исследования;
2. критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования;
3. последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента);
4. порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала;
5. порядок и формы представления результатов исследования.
6. оценка исследований
Объектом____ научного исследования являются материальная или идеальная системы.