Граждане, как субъекты хозяйственной деятельности. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.
Способность физического лица быть субъектом гражданского права называется правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя право- и дееспособность.
Способность иметь гражданские права и нести обязанности именуется в гражданском праве гражданской правоспособностью признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (ст.16 ГК). Это означает возможность быть участником всех дозволенных законом гражданских правоотношений. Возможность быть субъектом всех прав и обязанностей гарантируется каждому гражданину. Наличие правоспособности не зависит от возраста, физических или умственных способностей гражданина.
Прекращается правоспособность только смертью лица либо в результате объявления его умершим. Никто не может лишить гражданина правоспособности или ограничить ее иначе как в случаях и порядке, установленных законом (п.1 ст.21 ГК). Законом могут быть предусмотрены порядок и условия ограничения отдельных элементов правоспособности, т.е. лишение гражданина части правовых возможностей. Часто это связано с применением санкций, предусмотренных уголовным законодательством. Сам гражданин также не может лишить себя правоспособности или отказаться от нее, что вытекает из п.2 ст.21 ГК: сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Объем содержания правоспособности определяется ст.17 ГК, согласно которой граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Согласно п.1 ст.22 ГК, граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст.22 ГК, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.
Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь определяется материально-правовой нормой, содержащейся в п.2 ст. 1104 ГК, - иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь.
Гражданской дееспособностью в соответствии с п.1 ст.20 ГК именуется способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Данное определение позволяет выделить отдельные составляющие дееспособности, а именно: способность приобретать гражданские права и создавать соответствующие обязанности; способность осуществлять гражданские права и реализовывать обязанности; способность нести имущественную ответственность.
Полная гражданская дееспособность означает, что лицо способно понимать сущность и значение своих действий, руководить ими. Поэтому в полном объеме гражданская дееспособность возникает по достижении 18-летнего возраста, т.е. с наступлением совершеннолетия (ст.20 ГК). Кодекс содержит несколько исключений из этого правила. Так, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Кроме того, в новом гражданском кодексе появилось такое понятие как «эмансипация». Согласно ст. 26 ГК, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление такого несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органов опеки и попечительства. Если согласие вышеуказанных лиц отсутствует, то эмансипация объявляется по решению суда.
Лица, ставшие дееспособными вследствие вступления в брак либо объявленные дееспособными в результате эмансипации, имеют те же права и обязанности, что и лица, достигшие 18-летнего возраста.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен иметь имя (средство индивидуализации гражданина как участника хозяйственных правоотношений) и место жительства (тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает), а также обладать:
- правоспособностью (способностью иметь права и нести обязанности);
- дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их).
В хозяйственных отношениях при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели выступают на тех же основаниях, что и юридические лица. Индивидуальный предприниматель, как и юридическое лицо, может иметь счет в банке, принимать и увольнять работников, заключать договоры как с гражданами, так и с организациями и т.д.
Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
По своим обязательствам перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое использует в предпринимательской деятельности. Исключение составляет имущество, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание (Приложение к ГПК, ХПК) жилой дом с хозяйственными постройками либо квартира, если должник и его семья постоянно в нем (в ней) проживают; мебель - по одной кровати (или тахте) и стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф для одежды на семью; бытовая техника - один холодильник, один телевизор на семью; все детские принадлежности и т.д.).
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан в судебном порядке экономически несостоятельным (банкротом) (п. 1 ст. 24 ГК). При разрешении спора об экономической несостоятельности (банкротстве) следует иметь в виду, что свои требования к индивидуальному предпринимателю кредиторы могут предъявить также по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.). Основания и порядок осуществления соответствующих процедур определены Законом Республики Беларусь от 18.07.2000г. №423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», который устанавливает некоторые особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
С момента вступления в силу решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом утрачивает силу регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 24 ГК).
1 июля 2010 г. был разработан и принят Закон Республики Беларусь N 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее - Закон), основные положения которого вступили в силу 16 января 2011 г., в котором закреплена классификация субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.
К субъектам малого предпринимательства относятся:
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (ст. 3 Закона).
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как:
- списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);
- средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей;
- средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Названная выше численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.