Порядок проведения упрощенной процедуры банкротства предприятия

Данная процедура позволяет значительно ускорить и упростить процесс законной ликвидации предприятия с долгами.

Порядок действий:

Принимается решение общего собрания участников/акционеров о ликвидации юридического лица.

Назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), состоящая из лиц, определяемых участниками. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатором) могут быть любые лица. Она (он) становится органом управления юридического лица, полномочия действующего до этого руководителя прекращаются. Отдельно стоит пояснить ситуацию с назначением Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) конкурсным управляющим. Согласно положениям Закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, осуществлявшие ранее управление делами должника, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет. Поэтому стоит назначать на должность Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) не бывшего руководителя или Главного бухгалтера, а кого-либо другого. Это может быть как работник Вашей компании, предпочтительнее всего юрист по образованию, так и любое другое лицо, которое по законодательству не является заинтересованным в отношении должника. Заинтересованными в отношении должника лицами (имеются в виду физические лица) помимо руководителя и Главного бухгалтера признаются также супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги).

В органах печати публикуется объявление о ликвидации юридического лица. Уведомляются кредиторы, налоговые органы, органы статистики, внебюджетные фонды, меняются банковские карточки на Председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Затем для выявления имущества ликвидируемого юридического лица подаются запросы в земельный комитет, ГИБДД, федеральную регистрационную службу, налоговые органы, получаются выписки из банков об остатках средств на счетах. После чего проводится сверка по оплате налогов, в ИМНС представляется промежуточный ликвидационный баланс.

Направление судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества.

Через 30 дней с момента направления - принятие решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

В течение 5 дней направление заявления о признании отсутствующего должника банкротом, в котором в частности указываются саморегулирующая организация, из числа членов которой будет назначен конкурсный управляющий и требования, предъявляемые к такому управляющему

Арбитражный суд в 5-дневный срок принимает заявление к производству, о чем выносит определение, в котором, в частности, указывает саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет утвержден конкурсный управляющий.

Арбитражный суд направляет в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур конкурсного управляющего, с перечислением предъявляемых к нему требований

Заявленная саморегулируемая организация не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур конкурсного управляющего, содержащего требования к кандидатуре конкурсного управляющего, направляет список кандидатур (3 кандидата), содержащий сведения о профессиональных качествах конкурсных управляющих и мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре конкурсного управляющего, в арбитражный суд, заявителю и должнику.

Должник и заявитель вправе отвести по одной кандидатуре конкурсных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. В случае, если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

В течение 30 дней с момента принятия заявления к производству (п.4) арбитражным судом выносится решение о признании отсутствующего должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Требования к заявлению о признании отсутствующего должника банкротом:

В заявлении должны быть указаны

- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

- наименование должника и его адрес;

- наименование уполномоченного органа (налогового органа) и его адрес;

- размер требований налогового органа к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

- основания, из которых возникло требование, а также срок исполнения такого обязательства;

- основания и доказательства признания должника отсутствующим

- доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (постановление налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества)

- доказательства оснований возникновения задолженности;

- наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий;

- размер вознаграждения конкурсного управляющего;

- перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов

К заявлению прилагаются, помимо документов, предусмотренных АПК РФ:

- сведения о задолженности по обязательным платежам, по данным уполномоченного органа.

- решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника

- документы, подтверждающие обязательства должника перед уполномоченным органом, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам

- доказательства оснований возникновения задолженности.

- документы, подтверждающие отсутствие операций по банковским счетам должника в течение 12 месяцев, либо закрытие таких счетов более 12 месяцев назад

- доказательства отсутствия руководителя должника (желательное условие)

- доказательства фактического прекращения деятельности должником

- доказательства того, что имущества должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве (необязательное условие)

Табл. 1 Доказательства отсутствия должника

№ п/п   Основание, доказательство Информационные письма ВАС РФ  
Фактическое прекращение деятельности данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев №50 от 13.01.2000г. п. 10   №43 от 06.08.1999г. п. 2  
Фактическое прекращение деятельности сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (уплата налогов и сборов) №50 от 13.01.2000г. п. 10   №43 от 06.08.1999г. п. 2  
Отсутствие руководителя должника сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (подача сведений об изменении места нахождения руководителя – выписка из ЕГРЮЛ) №50 от 13.01.2000г. п. 10  
Отсутствие руководителя должника документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый их адрес неизвестен.(конверты с отметкой почтового органа об отсутствии адресата; справка из регистрационных палат об отсутствии зарегистрированных вещных прав должника по известным адресам)   №50 от 13.01.2000г. п. 10   №43 от 06.08.1999г. п. 2  

При вынесении решения о признании отсутствующего должника банкротом и введении конкурсного производства, суд утверждает кандидатуру конкурсного управляющего, о чем выносит определение. С этого момента полномочия руководителя, органов управления и собственника имущества должника прекращаются.

В течение 3 дней с даты утверждения конкурсного управляющего руководитель должника обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий в течение 10 дней уведомляет о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Начинает производить действия по оценке имущества, по проведенной оценке должно быть выдано заключение государственного финансового контрольного органа.

В течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного управляющего направляем свои требования конкурсному управляющему и в арбитражный суд, с приложением документов, обосновывающих такие требования. Расчет требований производится по курсу ЦБ РФ на день обращения к конкурсному управляющему и в арбитражный суд.

Конкурсный управляющий в течение 5 дней с момента получения заявления обязан уведомить представителей собственника должника и дать им возможность ознакомиться с требованием и документами. Последние имеют право в течение месяца предъявить возражения.

Суд рассматривает заявленные требования независимо от наличия или отсутствия возражений со стороны других кредиторов, конкурсного управляющего, собственников имущества должника и выносит определение о включении в реестр требований кредиторов заявленных требований. (специальный срок рассмотрения не указан, следовательно применению подлежит срок указанный в ст. 60 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) равный 1 месяцу)

Суд направляет определение заявителю, конкурсному управляющему или реестродержателю. Реестродержатель вносит соответствующие изменения в реестр.

Через два месяца с момента направления уведомлений конкурсным управляющим реестр требований кредиторов подлежит закрытию.

Скорее всего этот процесс затянется на долго и могут возникнуть проблемы связанные с продлением срока конкурсного производства. Конкурсному управляющему придется подавать соответствующее ходатайство в арбитражный суд.

Табл.2 Арбитражная практика

№ п/п   суть постановления   Информационные письма ВАС РФ  
кредиторы и уполномоченные органы вправе обратится с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом независимо от размера кредиторской задолженности, в том числе когда имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу Президиума ВАС РФ от 27 августа 2002 г. N 9112/01  
отсутствует необходимость применения правила признания гражданина безвестно отсутствующим при доказывании невозможности определения места нахождения руководителя должника   Президиума ВАС РФ от 16 мая 2000 г. N 6373/99  
применение упрощенной процедуры банкротства в отношении ГУП при установлении наличия признаков отсутствующего должника возможно ФАС Московского округа от 2 апреля 2003 г. N КГ-А41/1288-03  
наличие исполняющего обязанности руководителя должника при отсутствии подтверждения проведения операций по банковским счетам и отсутствии подтверждения изменения в установленном порядке местонахождения исполнительного органа не препятствует применению упрощенной процедуры банкротства ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2003 г. NА19-19794/02-38-Ф02-816/03-С2  
по каждому заявляемому адресу должника необходимо представлять конверт с отметкой о невозможности вручения. Идеально использовать один адрес должника. Рекомендации, содержащиеся в информационных письмах, являются обязательными для арбитражных судов   ФАС Московского округа от 26 декабря 2002 г. N КГ-А41/8358-02    
к заявлению о признании отсутствующего должника банкротом необходимо прикладывать помимо документов, указанных в АПК РФ, документы, свидетельствующие о том, что по адресам, указанным в его учредительных документах, должник отсутствует, финансово-хозяйственной деятельности не ведет, имущество должника не выявлено, руководитель должника отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, срок представления последней бухгалтерской отчетности достаточно велик   ФАС Московского округа от 3 октября 2002 г. N КГ-А40/6536-02    
к заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законе порядке. Такой порядок установлен статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей обращение взыскания налоговым органом на имущество должника   ФАС Московского округа от 4 июня 2002 г. N КГ-А40/3395-02  
Подтверждение факта отсутствия руководителя должника не обязательно, достаточно представления доказательств того, что предпринимательская деятельность должником не осуществляется, в течение последних 12 месяцев по счетам должника операций не производилось ФАС Московского округа от 18 мая 2002 г. N КГ-А41/2953-02  
кредитор, обращаясь в суд, должен указать в заявлении обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения и доказательства обоснованности требований кредитора   ФАС Московского округа от 9 апреля 2002 г. N КГ-А40/1917-02  

Упрощенные процедуры банкротства применяются к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла.

Стоит отметить, что регламентация процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника объединены в одну главу закона практически произвольно, т.к. взаимного применения правовых норм действующий Закон о банкротстве не предусматривает.

1. Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника. Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия у него лицензии арбитражного управляющего. Предусмотрен сокращенный, месячный срок для предъявления требований кредиторами.

2. Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника-гражданина или руководителя должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым и иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования. При обнаружении имущества отсутствующего должника арбитражный суд по ходатайству конкурсного управляющего может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства. Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично. Сумма, вырученная от продажи имущества, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсного управляющего. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

Положения о банкротстве отсутствующего должника могут применяться также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Заключение

В связи с небольшим сроком действия новой редакции закона, в настоящее время невозможно определить все неожиданности, с которыми придется столкнуться в правоприменительной практике. Однако уже на сегодня можно отметить следующее:

· Суммы страхования ответственности арбитражных управляющих, нормируемые законом, весьма велики. С одной стороны, это обеспечивает интересы кредиторов, в том случае если арбитражный управляющий не справится с работой. С другой стороны, закон фактически устанавливает «имущественный ценз» для арбитражных управляющих.

Плохо ли это или хорошо – покажет время.

· Отныне арбитражные управляющие подконтрольны СРО. И хотя в целом это положительное явление, но конкретные проявления такого контроля могут, по старой российской традиции, оказаться обратными ожидаемому.

· Закон ввел государство в общую очередь при конкурсном производстве. Однако, хотя государство и встало в одну очередь с другими кредиторами, но его наличие там будет создавать большие неудобства. Природа налоговых обязательств - публично-правовая, совершенно иная, чем природа обязательств перед остальными кредиторами. Государственные структуры ограничены в праве устанавливать рассрочки по платежам, проводить зачет имущества в качестве погашения долга, или списывать долги. В силу этого становятся почти невозможными мировые соглашения. И это в стране, где огромное число банкротств связано с долгами по обязательным платежам.

По проведённой мною работе "о несостоятельности" можно сделать окончательный вывод о состоянии института банкротства в России на данный момент: государство старается уделять как можно больше внимания процедуре банкротства и создавать условия для выхода предприятия из кризиса, а также восстановления платёжеспособности (если это осуществимо). Новое законодательство учитывает интересы не только кредиторов и собственников предприятия-банкрота, но и интересы работников неплатёжеспособного предприятия.

Главная цель данной работы выполнена. Были изучены основные понятия банкротства, исследованы упрощенные процедуры банкротства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1.

2. Уголовный Кодекс РФ.

3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

4. Арбитражный процесс: Учебник для вузов./Под ред. проф. М.К. Треушникова. - М.: Зерцало, 1995

5. Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарии к Федеральному закону РФ "О несостоятельности (банкротстве) "./Отв. ред. проф. Орловский Ю.П.- М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 1998

6. Экономика предприятия: Учебник./Под. ред. проф. О. И. Волкова. - М.: Инфра-М,1999

Наши рекомендации