Понятие и назначение бюджетной классификации
В настоящее время формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно она обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех его уровней, основу организации бюджетного учета.
До 1996 г. в РФ не существовало единой бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней была не скоординирована. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят ФЗ «О бюджетной классификации РФ», работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.
В соответствии со статьей 18 БК РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Назначение бюджетной классификации проявляется в том, что она используется:
1) для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней,
2) для осуществления контроля за выделением и расходованием бюджетных средств,
3) для обеспечения необходимой сопоставимости показателей бюджетов всех уровней,
4) для составления консолидированных бюджетов всех уровней государства;
5) для ведения бюджетного учета и отчетности.
Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетов. Кроме того, это заметно упрощает объединение бюджетов в сводные документы.
По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.
В настоящее время бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).
Назначение кодов бюджетной классификации РФ осуществляется в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности) и открытости.
1. Принцип единства назначения кодов означает назначение кодов бюджетной классификации РФ на условиях единства для бюджетов бюджетной системы РФ структуры кодов, порядка их формирования и применения.
2. Принцип стабильности (преемственности) назначения кодов означает назначение кодов бюджетной классификации РФ на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
В случае изменения кодов бюджетной классификации или их составных частей Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований обеспечивают сопоставимость изменяемых и (или) вновь вводимых кодов путем составления и размещения на своих официальных сайтах в сети "Интернет" таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации.
3. Принцип открытости назначения кодов означает открытость бюджетной классификации (перечня кодов бюджетной классификации РФ, правил их установления и применения) для всеобщего ознакомления.
Правовые акты, регулирующие вопросы применения бюджетной классификации РФ, а также таблицы соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации РФ являются публичными и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов власти.