По составлению титульного листа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
БИЗНЕС-ПЛАН.
Титульный лист бизнес плана
Меморандум о конфиденциальности
Аннотация
Раздел 1. Резюме
Раздел 2. Описание предприятия и отрасли
Раздел 3. Описание продукции (услуг)
Раздел 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Раздел 5. Производственный план
Раздел 6. Организационный план
Раздел 7. Финансовый план
Раздел 8. Направленность и эффективность проекта.
Раздел 9. Риски и гарантии
Приложения к бизнес-плану
Введение
Настоящее издание предназначено для сбора и подготовки исходной информации, необходимой для разработки одного из основных "настольных" документов предпринимателя, желающего начать или расширить свое дело.
Любой развивающийся бизнес требует вложений. Любой инвестор заинтересован в надежном и прибыльном размещении средств. Если речь идет не о коммерческих торговых сделках, а о развитии производства либо услуг, о надежности и эффективности вложений невозможно судить без бизнес-плана инвестиционного проекта - комплекса документов, предназначенных для потенциального инвестора.
Бизнес-план является принципиально новым документом для большинства российских предпринимателей. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предлагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием "глубин" отечественного бизнеса или интуицией.
В современных условиях такая позиция не может являться достаточной для получения или выделения инвестиций под конкретные проекты. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость, использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, национальная специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда труднопредсказуемых факторов. К ним можно отнести высокие уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и т.д.), плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статистических данных.
Для разработки бизнес-плана и проведения технико-экономического обоснования проектов используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики, среди них наибольшую известность получила методика ЮНИДО "Комфар". Но при всем их разнообразии во всех них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-плана, которые в основном несущественно отличаются друг от друга.
Выбор методики для разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от различных факторов. Среди них можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность). Решение инвестора о выделении финансирования зависит от того, какая фирма или предприятие претендуют на получение инвестиций: размер уставного капитала, опыт работы в рассматриваемой области, начальная стадия реализации проекта (есть ли заделы по реализации проекта), финансовое положение заявителя, наличие квалифицированного штата реализаторов проекта, наличие залогов и гарантий возврата кредитов.
Разработка бизнес-плана - серьезная и квалифицированная работа - занимает в зависимости от того, кто ее выполняет, и требований, которым должен отвечать этот документ, период, измеряемый неделями и даже месяцами.
Бизнес-план может разрабатываться самими инициаторами проекта или специалистами, привлеченными извне, при этом фирма-заказчик готовит и предоставляет необходимые исходные данные.
Инициаторы проекта должны самостоятельно разработать бизнес-план для того, чтобы полностью "прочувствовать" все слабые и сильные стороны предлагаемого проекта и быть готовыми к его реализации. Кроме того, обычно инициаторы лучше других разбираются в производственных вопросах, имеющих отношение к их проекту, и кроме них никто не сможет осветить соответствующие разделы бизнес-плана. В случае возникновения проблем с разработкой других разделов, например, финансового плана, имеет смысл обращаться за консультациями к специалистам.
1. СТРУКТУРА БИЗНЕС – ПЛАНА
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ БИЗНЕС-ПЛАНА.
МЕМОРАНДУМ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
Аннотация.
Дается самая краткая информация (информационное сообщение о проекте.
Раздел 1. РЕЗЮМЕ.
В резюме указывается суть и эффективность проекта обеспечение и механизм реализации, источники финансирования, возврат займа и гарантии.
Раздел 2. ОПИСАНИЕ предприятия и ОТРАСЛИ.
Описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.
Раздел 3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
Описывается назначение и область применения, краткое описание и технические характеристики, указывается конкурентоспособность, патентоспособность и авторские права, наличие и необходимость лицензии, сертификата качества, обеспечение требований экологичности и безопасности, условия поставки и упаковки, эксплуатации, гарантии и сервиса, утилизация после окончания эксплуатации
Раздел 4. маркетинг и сбыт продукции (услуг).
Рассматриваются требования потребителей к продукции, конкуренция, рынок сбыта продукции, система и каналы сбыта, стратегия продвижения на рынок и ценовая политика.
Раздел 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН.
Указывается месторасположение и земля, технология, качество и сертификация производства, циклограмма производства и реализации продукции (услуг), имеющиеся и необходимые производственные площади и помещения, оборудование и инструмент, комплектующие и материалы, кадровое обеспечение, транспорт и связь, энергетическое и инженерное обеспечение, экологичность и безопасность производства.
Раздел 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН.
Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, партнеры по реализации проекта, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта.
Раздел 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Даются нормативы для финансово-экономических расчетов приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции потребность в оборотных средствах, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный Баланс.
Раздел 8. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.
Раздел 9. РИСКИ И ГАРАНТИИ
Показываются предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
ПРИЛОЖЕНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ
Включают в себя документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Все разделы и подразделы рабочей тетради предпринимателя состоят из левой и правой частей:
- в левой части:
§ даются пояснения и рекомендации по разработке данного раздела.
§ производится предпринимателем анализ рисков и затрат по каждому разделу.
- в правой части:
§ имеется место для текстовой информации,
§ приводится бланк для заполнения предпринимателем в зависимости от особенностей раздела (подраздела).
Рабочая тетрадь ведется в процессе формирования бизнес-идеи, появления информации. В случае нехватки места рабочая тетрадь дополняется ксерокопиями соответствующих страниц.
-
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА
с использованием Рабочей тетради
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес - идеи.
Разработка даже самого маленького бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель довольно напряженной работы, а средний и крупный бизнес-план - месяц и более.
Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес-план им представлялся лично руководителем предприятия, что требует его активного участия в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Повышает шансы в поиске партнеров и инвесторов наличие в составе предприятия команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать.
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с разработки раздела "Описание продукции (услуги)", уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатывается раздел "Маркетинг и сбыт продукции (услуг)" с определением рынка и объемов сбыта. Эти два раздела являются ключевыми - без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных во многом является "построением замка на песке".
Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных инвесторов.
И, конечно, особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций.
ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
БИЗНЕС-ПЛАНА
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным.
На титульном листе целесообразно указывать данные адресата, которому он направляется.
Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т.д., будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно соответствовать вашему роду занятий, указывать на вас, ваш бизнес или месторасположение, вызывать положительные эмоции как на титульном листе бизнес-плана, так и, возможно, в последствие везде, где он может попасться на глаза тому, кто способен повлиять на судьбу вашего начинания.
"
БИЗНЕС-ПЛАН
Титульный лист бизнес-плана
Предприятие_____________________________________
Адрес___________________________________________
Телекс_______________ , факс________ , телефон_______
Строго конфиденциально:
Просьба вернуть, если Вас
не заинтересовал проект
Кому___________________________
__________________________
Краткое название проекта (до 20-30 знаков)
Полное наименование проекта ________________________________ ____________________________________________________________
Руководитель предприятия_____________________________________________
тел.____________________
Проект подготовил____________________________________________________
тел.____________________
Дата начала реализации проекта__ "________ "___ 20___ г.
Продолжительность проекта _______лет.
Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, до даты начала проекта мес.
Дата составления "___" 20____г.
ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, ознакамливающихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.
В меморандуме может содержаться напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора.
Может быть указано о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей или о запрете передачи третьим лицам.
Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать средства в его реализацию.
Конфиденциальность
бизнес-плана.
ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ АННОТАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план - довольно объемный документ и для первичного ознакомления с вашим проектом абсолютно неприемлем, так как, скорее всего, вы будете обращаться к лицам, к которым такие же проекты идут потоком, и необходимо убедить их за несколько минут в перспективности вашего бизнес- плана.
Рекомендуется предоставлять дозированную информацию:
Аннотация (0,5-1 стр.) - для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений;
Резюме (1-3 стр.) - в качестве дополнительной информации для ознакомления с бизнес-планом;
Бизнес-план (15-30 стр. без приложений) - для подробного изучения вашего проекта специалистами инвестора и экспертами.
Аннотация должна быть составлена так, чтобы первично знакомящийся с вашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.
Аннотация
Предприятие_____________________________________________________________
Адрес________________________________________________________________
Телефон _______________________ Факс _________________________________
Руководитель предприятия___________________________________________________________
Суть предлагаемого проекта и место реализации__________________________________________________________________________________________
Результат реализации проекта_____________________________________________________________________
Общая стоимость проекта____________________________________________________________
Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Срок окупаемости проекта_______________________________________________________________
Ожидаемая среднегодовая прибыль______________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Предлагаемая форма и условия участия инвестора__________________________________________________________ ________________________________________________________________________Возможные гарантии по возврату инвестиций_________________________________________________________ __________________________________________________________________
ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план предназначен для потенциальных инвесторов, которые, как правило, очень занятые, да вдобавок через них ежедневно проходит не один бизнес-план.
Они хотят выяснить:
-в чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность,
-кто и как будет реализовывать проект,
-сколько денег вы просите и источник (и) финансирования,
-как собираетесь возвращать,
-какое обеспечение займа можете представить.
С первых слов они должны убедиться в экономической эффективности и реализуемости проекта.
Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2-3 машинописных страниц.
Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия, изображение или схему здания.
Резюме составляется на основе следующих разделов бизнес-плана:
Раздел 1. Резюме проекта
1. Общие сведения об организации ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Суть проекта __________________________________________________________________________________________
3. Цели и задачи проекта ___________________________________________________________________________________________
4.Назначение ____________________________________________________________________________
5. Финансирование ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________
6. Планы возврата ______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________
7. Гарантии возврата инвестиций_________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА
"СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ И ОТРАСЛИ"
Раздел должен убедить инвестора в надежности и перспективности предприятия, предлагающего проект. Он должен содержать следующую информацию:
- общие сведения (когда, где и кем учреждено, численность работников, уставный фонд, основные и оборотные средства, взаимодействие с другими структурами и др.);
- история предприятия (динамика развития предприятия, его связи, важнейшие события и успехи);
- финансово-экономические показатели (объем производства и продаж, прибыль);
- месторасположение и взаимосвязи (характеристика, достоинства и недостатки);
- структура управления;
- кадровый состав (квалификация и опыт работы команды управления и ведущих специалистов, требования к персоналу, образование;
- направления деятельности и опыт (направления деятельности, достигнутые успехи, реализуемые и реализованные проекты);
- перспективы развития (направления);
- вклад в развитие региона, общественная и социальная активность (роль в экономике региона, участие в решении региональных проблем, спонсорство и благотворительность, участие в общественных объединениях - союз предпринимателей и т.п.).