Указания к выполнению различных видов работ
Власенко Р.Д. 2016 г.
Тема № 1 «Структура и функции рыночного механизма»
План практического занятия:
2.1. Изучение и обсуждение кейса «Спрос на детские игрушки в условиях кризиса»
2.2. Выполнение анализа многофакторной функции спроса.
2.3. Анализ данных об эластичности спроса по цене, доходу и перекрёстной эластичности.
2.4. Решение задачи на определение параметров рынка, составление аналитического заключения и принятие решений на основе полученных результатов.
Вопросы и задания
Задание 1.1. На основе изучения кейса №1 выделите факторы спроса на детские игрушки на российском рынке.
Кейс 1. «Спрос на детские игрушки в условиях кризиса» |
Рынок детских товаров в России показывает устойчивый рост. По прогнозам, в 2016 г. оборот достигнет 530 млрд. руб. Россияне на детях не экономят даже в кризис. Этот сегмент считается самым устойчивым. Чаще всего родители покупают детскую одежду — эта статья занимает треть от всех продаж. А игрушки — только 23%. Тем не менее, это очень низкий показатель. Для сравнения, среднемировой уровень – 40%. Но вряд ли в ближайшее время стоит ждать увеличения доли. Россияне жалуются на дороговизну игрушек. Больше всего на российском рынке мягких игрушек и кукол. Эти линейки регулярно подпитываются из других отраслей детской индустрии. Новые персонажи приходят на полки магазинов из популярных мультиков и рекламы гигантов-производителей. Так, например, на настольные игры приходится только 10% рынка, технические игрушки занимают 8%, конструкторы — 22%, а доля кукол — 40%. К пупсам обычно прилагается еще и целый игрушечный мир: дом, машина, обширный гардероб и прочие атрибуты успешной жизни. Дети становятся жертвами маркетинговых технологий, насаживается даже не желание обладать какой-то игрушкой, а желание коллекционирования — собрать все серии, все модели, собрать всю одежду и поставить галочку, что ты выполнил этот уровень, как в игре. Сегмент конструкторов вырос на 20 % в 2015 году. В денежном выражении рост оказался еще значительнее - на 42 %, несмотря на то, что конструкторы вдвое дороже остальных игрушек: один набор обходится родителям в среднем в 1200 руб. Конструкторы - единственный крупный сегмент рынка, на котором не сказалось падение покупательской способности. Популярность конструкторов в России во многом связана с традициями. В нашей стране сильна инженерная школа: в советское время дети клеили модели самолетов и создавали конструкции из металлических пластин. На российском рынке конструкторы отвоевывают доли у традиционных сегментов. В 2015 году доля машинок и кукол сократилась на 2 процента в денежном выражении. Родители стали меньше покупать даже популярные радиоуправляемые машины и модных, красиво одетых кукол. Значительную роль в успехах этих продуктов сыграли наборы, выпущенные по лицензиям известных фильмов. Хотя и сама по себе модель игры – сначала собери, потом играй – становится все более популярной. Лицензионным игрушкам отдаётся предпочтение в условиях кризиса. Среди причин, которые называют эксперты, «эмоциональное содержание» у таких игрушек – на них «подсаживаются» дети и при ограниченном бюджете предпочтение, скорее всего, будет отдано любимому персонажу. Крупным продавцам и поставщикам игрушек товары с известными мультперсонажами и другим лицензионным контентом уже приносят большую часть выручки. Так, у «Детского мира» на такие товары приходится не менее 35–40% оборота, в ТД «Гулливер» — более 50%, по данным их представителей Разрекламированные игрушки родители называют наркотиком, и самый страшный из них — Baby Born. Это игрушечные младенцы, очень функциональные и выполненные максимально физиологически реалистично. Сама кукла стоит 9 тыс. руб., но к ней ребенок обязательно потребует одежду и обувь. Игрушечные ботиночки, например, стоят около 2 тыс., носочки — 900 руб., платье — 1,5 тыс. В соседнем отделе с одеждой для настоящих малышей цены в разы ниже. Игроки рынка признают, что ценники в российских магазинах завышены. При этом психологи говорят, что в таком разнообразии и доступности игрушки теряют свою ценность для детей. Кукла для ребенка — это уже не подружка и инструмент для развития личности. Она стала развлечением, которое быстро надоедает. Учитывая дороговизну игрушек, в Москве даже появились сервисы по прокату детских товаров. Например, набор для пупса Smoby Baby Nurse стоит порядка 12 тыс. руб., а в аренду он обойдется в 300 руб. за неделю. Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка детских товаров как минимум в два раза до 2020 года. Связано это с демографической ситуацией. С начала нулевых наблюдается рост рождаемости. Пик пришелся на 2014 год. Составлено по данным сайта RDT-info.ru |
Вопросы для обсуждения: 1. Почему спрос на игрушки в нашей стране ниже, чем в среднем в мире? 2. Почему в структуре спроса на игрушки преобладает доля кукол? 3. Какой из факторов рыночного спроса влияет на рост продаж конструкторов? 4. Почему в условиях кризиса покупатели игрушек отдают предпочтения лицензионным товарам? 5. Как используется воздействие рынков взаимодополняющих товаров на спрос на игрушки? 6.К какому фактору рыночного спроса следует отнести развитие сервиса по прокату игрушек? 7. Что даёт основания продавцам завышать цены на детские игрушки? 8. На чём основаны оптимистические прогнозы развития рынка детских товаров в целом и рынка игрушек в частности? |
Задание 1.2. На основе анализа предложенной функции спроса на баранину в Великобритании ответьте на поставленные вопросы:
Функция спроса на баранину в Великобритании имеет вид: Qd = 170,2 – 0,197PL – 0,069 PB + 0,28PP – 0,0094Y, где PL - цена на баранину, PB – цена на говядину, PP – цена на свинину, Y – доходыпокупателей |
Вопросы: 1). Каков объём спроса на баранину, который формируется другими, отличными от учтённых в функции, факторами? Какие ещё факторы могут влиять на спрос на баранину? 2). Какой из четырёх факторов оказывает наибольшее влияние на спрос? 3). К товарам какого качества относится баранина? 4). Что означают знаки «+» и «-» перед параметрами функции спроса? 5). Назовите товары, которые, по мнению англичан, являются заменителями и дополняющими для баранины? 6). На сколько тонн изменится спрос на баранину, если её цена повысится на 1₤? |
Задание 1.3. На основе анализа приведённых данных дайте ответы на поставленные вопросы
Таблица 1 - Примеры ценовой эластичности спроса на рынках в США | ||||
Товары | Краткосрочный период | Долгосрочный период | ||
Автомобили и запчасти | - 1,87 | - 2,24 | ||
Фарфор, стекло, посуда | - 1,54 | - 2,55 | ||
Электроэнергия, бытовые приборы | - 0,13 | - 1,89 | ||
Поездки за рубеж | - 0,14 | - 1,77 | ||
Бензин | - 0,4 | - 1,5 | ||
Жильё | - 0,3 | - 1,88 | ||
Драгоценности | - 0,41 | - 0,67 | ||
Табачные изделия | - 0,46 | - 1,89 | ||
Канцелярские товары | - 0,47 | - 0,56 | ||
Кофе растворимый | - 0,2 | - 0,33 | ||
Сырая нефть | - 0,06 | - 0,45 | ||
Еда в ресторанах | - 2,27 | - 2,9 | ||
Вопросы:1). Назовите товар, обладающий самой высокой эластичностью спроса по цене. 2). Почему такие товары, как сырая нефть и электроэнергия, имеют низкую эластичность спроса по цене? 3). Почему чувствительность потребителей к цене выше в долгосрочном периоде? | ||||
Таблица 2 -Эластичность спроса по доходу на российском продовольственном рынке | ||||
Товар | Значение коэффициента | |||
Хлеб, хлебопродукты | 0,278 | |||
Мясо, мясопродукты | 1,934 | |||
Рыба, рыбопродукты | 0,496 | |||
Масло растительное | - 0,642 | |||
Сахар | 0,651 | |||
Кондитерские изделия | 2,625 | |||
Картофель | 0,258 | |||
Водка и ликёроводочные изделия | 6,512 | |||
Вопросы: 1). На основе приведённых данных назовите товары нормального, низшего качества и товары первой необходимости. 2). Спрос на какие товары не изменится существенно при снижении доходов потребителей? | ||||
Таблица 3 - Перекрёстная эластичность спроса на американском рынке | |
Транспортные услуги и отдых | - 0,05 |
Еда и отдых | 0,15 |
Одежда и еда | - 0,18 |
Вопросы: 1). Назовите товары взаимозаменяющие и взаимодополняющие друг друга. 2). Как можно объяснить взаимосвязь одежды и еды? |
Кейс 2. «Повторит ли британская Rexam успех американской DuPont?» |
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила ходатайство британской Rexam о покупке у компании En+ двух заводов «Ростар-Дмитров» и «Ростар-Всеволожск», выпускающих алюминиевые банки. Причина отказа в том, что сделка привела бы к ограничению конкуренции производителей алюминиевых банок для безалкогольных напитков и пива. Действительно на российском рынке тары в сегменте алюминиевых банок в последние несколько лет царит дуополия. Предприятия En+ в Димитрове и Всеволожске выпускают в общей сложности примерно 3 млрд алюминиевых банок в год. А единственный пока завод Rexam в Наро-Фоминске ежегодно производит 2,4 млрд банок. Эти три завода контролируют 96% рынка алюминиевых банок. ФАС оценивала возможную сделку Rexam и En+ с точки зрения монополизма исключительно в секторе алюминиевых банок, а не рынка упаковки в целом. Если же рассматривать российский рынок тары для напитков, то после приобретения заводов у En+ доля Rexam не превысила бы 15%. Недоумение вызывает и методика ФАС, в соответствии с которой чиновники этой службы решили, что заключение сделки стало бы нарушением антимонопольного законодательства. Анализ рынка показал резкие скачки продаж ( на десять и более процентов) баночного пива на фоне незначительного роста продаж пива в бутылках и пластиковой упаковке. По методике ФАС это означает, что пиво в банке и пиво в бутылке - два разных продукта. На самом деле на рынке наблюдался весьма тонкий эффект агрессивных рекламных акций пивоваренных компаний. Удачная рекламная акция способна поднять продажи определённой марки пива на 20-30%, причем рост происходит преимущественно за счёт баночного пива. Покупатели предпочитают более легкую и удобную при транспортировке и длительном хранении баночную тару. Тем не менее хорошо известно, что на пивном рынке наблюдается высокая эластичность спроса по цене. И если скачок в продажах сопровождался бы резким подорожанием баночного пива, потребитель неизбежно переключился бы на пластик или стекло. А, значит, выводы ФАС относительно отсутствия корреляции между отдельными секторами пивного рынка несостоятельны. И если бы наше антимонопольное ведомство, вынося свой вердикт, использовало более совершенные критерии анализа, в соответствии с которыми определяется доминирующее положение на рынке, результат наверняка был бы другим. Именно на это сейчас и надеются в Rexam. ж.Эксперт, № 35, 2007г. |
Вопрос для обсуждения: 1. Каким должен быть коэффициент перекрёстной эластичности между банками, пластиковыми и стеклянными бутылками, а также пивом в разной таре, чтобы снять претензии антимонопольной службы к компании Rexam ? |
Таблица 4 - Показатели эластичности (по модулю)на товарную группу и товар, предлагаемый типичной фирмой | ||
Отрасль | Ценовая эластичность рынка | Ценовая эластичность спроса для типичной компании |
Сельское хозяйство | 1,8 | 96,2 |
Производство строительных материалов | 1,0 | 5,2 |
Производство товаров длительного пользования | 1,4 | 3,5 |
Транспорт | 1,0 | 1,9 |
Коммунальное хозяйство | 1,2 | 1,8 |
Оптовая торговля | 1,5 | 1,6 |
Розничная торговля | 1,2 | 1,8 |
Финансы | 0,1 | 5,5 |
Услуги | 1,2 | 26,4 |
Вопросы: 1). Объясните значительные различия отраслевой и индивидуальной ценовой эластичности спроса на продукцию сельского хозяйства. 2). Почему в ряде сфер экономической деятельности различия рыночной и индивидуальной эластичности спроса не существенны? 3). Почему эластичность рыночного спроса на финансовые услуги является низкой? |
Задание 1. 4. Решите задачи на определение коэффициентов эластичности спроса.
Задача 1.4.1. Издательство обнаружило, что при исходной цене книги $12 оно смогло продать 100 экз. в неделю, а после того как цены поднялись до $16 – только 90 экз. Какова эластичность спроса по цене? Имеются ли у товара заменители? Какую ценовую политику должна проводить фирма-продавец, чтобы увеличить выручку от реализации? |
Задача 1.4.2. Коэффициент эластичности спроса по цене на сок «Добрый» равен -3 при цене 40 рублей. Как изменится спрос фирмы, если рыночные цены повысятся на 10%? Как изменится эластичность спроса по цене на данный товар, если производитель активизирует рекламную кампанию? |
Задача 1.4.3. Эластичность спроса на спортивные тренажёры, продаваемые фирмой, равна: - 1,4 по цене и 3,5 по доходу. Как изменится объём продаж, если при прочих равных условиях доходы потенциальных покупателей возрастут на 10%, а цены на тренажёры фирма увеличит на 3%. Правильно ли поступила фирма, приняв решение о повышении цены? |
Задание 1.5.Решите задачи на определение параметров рынка, напишите аналитическое заключение на основе выполненных расчётов и сформулируйте решения, которые могут быть приняты на основе полученных результатов.
Задача 1.5.1.Функция предложения товара имеет вид: Qs=40+2р, рыночный спрос представлен следующей таблицей:
А. Определите функцию спроса и условия рыночного равновесия. Б.Определите состояние рынка, если цена товара равна 60. В. Определите объём реализации товара, если цена товара будет равна 50. Г. Определите выигрыши продавцов и покупателей. Д. Определите эластичность спроса и предложения по цене в точке равновесия. Е. Определите, при какой цене и объёме реализации выручка продавца будет максимальной. Рассчитайте максимально возможную выручку. Ж. Определите изменения условий равновесия и выигрышей продавцов и покупателей, если в результате успешной рекламной кампании спрос увеличился на 10%. З. Определите изменение условий равновесия, если прогнозируется увеличение доходов покупателей на 15%, эластичность спроса по доходу равна 2. И.Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет установлен налог с продаж в размере 20% от цены товара. К. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет введён акциз в размере 20% от цены товара, который платит продавец Л. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация покупателям в размере 20% от цены товара. М. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация продавцам в размере 20% от цены товара. | ||||||||||||
Задача 1.5.2 Функция предложения товара имеет вид: Qs =2р - 50. Спрос представлен следующей функцией:QD = 150 – 3P А.Определите условия равновесия. Б.Определите состояние рынка, если цена товара равна 35. В. Определите объём реализации товара, если цена товара будет равна 30. Г. Определите выигрыши продавцов и покупателей. Д. Определите эластичность спроса и предложения по цене в точке равновесия. Е. Определите, при какой цене и объёме реализации выручка продавца будет максимальной. Рассчитайте максимально возможную выручку. Ж. Как изменятся условия равновесия и выигрыши продавцов и покупателей, если в результате сезонного фактора спрос сократился на 20%? З. Как изменятся условия равновесия, если конкуренты повысили цену на аналогичный товар на 5%, а коэффициент перекрёстной эластичности равен4? И.Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет установлен налог с продаж в размере 10% от цены товара. К. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и доходов государственного бюджета, если будет введён акциз в размере 10% от цены товара, который платит продавец Л. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация покупателям в размере 10% от цены товара. М. Определите изменение условий равновесия, выручки продавцов и расходов государственного бюджета, если будет введена дотация продавцам в размере 10% от цены товара |
Указания к выполнению различных видов работ
1. В процессе изучения кейса «Спрос на детские игрушки в условиях кризиса» необходимо выявить факторы, которые влияют на спрос на детские игрушки в нашей стране в условиях кризиса. Для этого рекомендуется заполнить следующую таблицу:
Факторы спроса | Влияние фактора на изменение спроса на детские игрушки |
Предпочтения потребителей | |
Изменение доходов | |
Изменение цен на товары заменители | |
Изменение цен на дополняющие товары | |
Ожидания покупателей | |
Количество покупателей | |
Другие факторы |
Если упоминание фактора отсутствует в тексте, в таблице следует написать, что фактор не упоминается.
2. При выполнении анализа многофакторной функции спроса следует использовать знания экономического смысла параметров линейной функции множественной регрессии. Свободный член этой функции показывает влияние на спрос всех остальных факторов, кроме включённых в функцию в качестве переменных.
Степень зависимости спроса от указанных факторов определяется коэффициентом перед переменной, чем больше абсолютная величина коэффициента, тем значимее фактор.
Качество товара определяется на основе знака перед фактором «доход», если товар нормального качества, то знак перед фактором доход в функции спроса будет положительным, при низком качестве товара – знак буде отрицательным.
Знак перед коэффициентом линейной функции показывает характер зависимости спроса от переменного фактора, отрицательный знак означает обратную зависимость, т.е. при увеличении фактора спрос сокращается и наоборот.
В анализируемой функции спроса приведены два взаимосвязанных товара: говядина и свинина. Если товар дополняющий, то знак перед ним будет отрицательный, перед коэффициентом заменяющего товара стоит положительный знак.
Для определения количественного изменения спроса на товар при известном изменении цены необходимо изменение цены в денежных единицах умножить на коэффициентом перед ценой.
3. Ответы на вопросы к таблицам, содержащим данные по эластичности спроса необходимо давать на основе материала лекций.
4.А. Для определения функции спроса линейного вида необходимо рассуждать следующим образом: линейная функция спроса имеет общий вид:
QD = k×P + b, где k и b – неизвестные параметры линейной функции,
Р – цена товара. Этой функции соответствуют все точки функции, представленной в таблице. Значит, справедливо будет, взяв две любые точки, записать:
140 = k×30+b
70 = k×65 + b
Решая систему этих двух уравнений, методом вычитания из первого уравнения второе, получаем
70 = - 35k, отсюда k = -2.
Подставим значение k в любое из двух уравнений, получаем значение b=200. Подставим полученные значения параметров в функцию спроса:
QD = (-2)×P + 200 = 200 – 2Р
Б.Для определения условий равновесия приравняем функции спроса и предложения и решим полученное уравнение относительно Р:
200 – 2Р = 40 + 2Р 200-40 = 2Р+2Р 160 = 4Р
Р = 40 – равновесная цена
Подставим Р в любое уравнение: спроса или предложения и получим значение второго условия равновесия – объёма реализации:
Q = 40 + 2×40 = 120
В. Состояние рынка при цене 60 определяется путём подстановки данной цены в функцию спроса и предложения:
QD = 200 – 2Р = 200 - 2×60 = 80
QS = 40+ 2Р = 40 + 2×60 = 160