Глобальные публичные финансовые организации и их функции
Международные публичные финансы представляют собой совокупность и механизм деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной1 финансовой организации является именно характер ее образования — на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так, более 100 транснациональных банков (ТНБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различных странах, однако они не могут быть отнесены к типу международных публичных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными Коммерческими банками.
Первой международной публичной финансовой организацией мож-'° считать основанный в 1930 г. рядом центральных банков в Базеле Ьанк международных расчетов (Bank for International Settlement, BIS),
У Термин «публичность» имеет различные оттенки в экономической литературе ?к> public сотпапи означает откпытую шыпяннтп /'ттапгтмрп птк-пмтпр а^пипнлпнг^
°ц |
public company означает открытую компанию (например, открытое акционерное
чество), акции которой свободно обращаются на рынке, т. е. доступны любым инве-Рам; public finance означает государственные финансы. В данной главе имеется в ос-ном первое смысловое значение, т. е. публичность означает общедоступность.
Раздел VI. Международные финанс|
Слава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
который явился предтечей ряда других организаций. Однако лишь учреждение на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Международного валютного фонда (International Monetary Fund, IMF) и Международного банка реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) явилось серьезным шагом в развитии международной валютно-финансовой системы. До перехода к системе фиксированных паритетов, т. е. при системах золотого и золотодевизно-го стандарта, все международные финансовые проблемы глобального характера решались на международных конференциях. Отсутствовали, таким образом, органы постоянного мониторинга за развитием мировой финансовой системы, вырабатывающие принципы ее функционирования и оказывающие финансовую помощь отдельным странам для решения их экономических проблем.
В дальнейшем возникли еще несколько организаций, каждая из которых, выполняя определенный круг задач, в целом может быть отнесена к международным публичным финансовым организациям. Международные публичные финансовые организации проводят свои операции в интересах стран-членов и для урегулирования отношений между ними. В то же время цели и задачи, механизм образования, масштабы и характер деятельности этих организаций в некоторых отношениях различаются.
Выработка принципов функционирования мировой финансовой системы и межгосударственное регулирование валютно-кредитных и финансовых отношений — прерогатива Международного валютного фонда и, в более ограниченной степени, Международного банка реконструкции и развития (межгосударственная кредитная политика), который является основной организацией Группы Всемирного банка (ГВБ). Аналогичные ключевые функции на региональном уровне выполняют Европейский центральный банк (ЕЦБ), Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АзБР). ЕЦБ одновременно выступает как межгосударственный центральный банк всех банков зоны евро.
Особую роль играет Банк международных расчетов (БМР), который, с одной стороны, можно рассматривать как орган, вспомогательный для МВФ и ГВБ, а с другой - выполняющий функции, нетипичные для других международных публичных финансовых организации (МПФО), основной из которых является создание и поддержание системы многосторонних клиринговых расчетов. Большинство МПФ° оказывает в различных формах финансовую помощь странам-членам в экономическом развитии, преодолении дефицита платежного баланса и решении других экономических проблем.
Большое значение для стабилизации мировой финансовой система урегулирования проблем внешней задолженности играют неформаль ные международные финансовые «организации», т. е. организации, имеющие правового статуса, счетов и других атрибутов. К ним относя ся Парижский и Лондонский клубы кредиторов.
• Парижский клуб кредиторов — неформальное объединение государств-кредиторов, и поэтому его можно рассматривать как международный публичный финансовый орган или форум межгосударственного уровня. Был создан в 1956 г. для решения вопроса о выплате внешнего долга Аргентиной. Его членами являются 19 стран: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция, Швейцария, Япония, Россия (с 17 сентября 1997 г.). Главная цель деятельности — упорядочение процедур реструктуризации долгов суверенных государств и квазигосударственных структур или задолженности, гарантированной государствами;
• Лондонский клуб кредиторов — международное объединение частных инвесторов, в первую очередь банков. Является неофициальной организацией зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданной для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения обязательств по внешнему долгу. Его отличие от Парижского клуба в том, что правительственные кредиторы предоставляют займы исходя в основном из политических соображений. Коммерческие банки дают международные займы тогда, когда заемщик обещает большие проценты. В Лондонский клуб входит около тысячи членов, в том числе около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран. Предметом переговоров являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание прошло в 1976 г. в связи с неплатежами Заира.
Как форумы для решения межгосударственных экономических и финансовых проблем, можно рассматривать также группы G-8, G-10, G-77. Ниже будут рассмотрены принципы организации и деятельности основных МПФО.