Финансовые правоотношения, их особенности
Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части возникающих при этом отношений. Будучи урегулированными нормами финансового права, они приобретают новые свойства - становятсяфинансово-правовыми отношениями, то есть возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают и отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам.
Итак,финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных (денежных), так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Это прямо обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также государственным органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право веления, но и связанные с правами других участников финансовых правоотношений обязанности. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечиваются его принудительной силой.
Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные характерные черты, взятые вместе. В своей совокупности они характеризуют финансовые правоотношения как государственные имущественные (денежные) отношения.
Субъектами (участниками) финансовых правоотношений являются:
а) Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (например, право на соответствующий бюджет (государственный или местный) принадлежит именно этим субъектам, а не тем или иным органам власти);
б) органы государственной власти (федерального уровня и уровня субъектов Федерации) и органы местного самоуправления;
в) предприятия, организации, учреждения всех форм собственности; с) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, то есть физические лица.
Защита прав всех перечисленных субъектов финансовых правоотношений производится в административном и судебном порядке. Судебный порядок защиты прав в данной области получил значительное развитие. Важную роль выполняет Конституционный суд РФ, уже рассмотревший ряд дел, касающихся защиты прав в области финансов.
Важную роль в защите прав субъектов финансовых правоотношений призвана выполнить прокуратура РФ, на которую возложен надзор за исполнением законов министерствами, органами местного самоуправления, за соблюдением прав гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №28. Ст.2790; 2003. №2. Ст.157.
4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. // СЗ РФ. 2001. №33 (ч. 1). Ст.3422; №51. Ст.4829; 2002. №1 (ч. 1). Ст. 2.
5. О финансовых основах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4464; 1999. №28. Ст.3492; 2001. №1 (ч. 1). Ст.2; №53 (ч. 1) Ст.5030.
6. О банках и банковской деятельности в РФ: Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №6. Ст.492; 1998. №31. Ст.3829; 1999. №28. Ст.3459, 3469; 2001. №26. Ст.2586; №33 (ч. 1). Ст.3424; 2002. №12. Ст.1093; Росс. газ. 2003. 1 июл.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506; 1996. №17. Ст.1917; №49. Ст.5500; 1997. №12. Ст.1378; 2000. №32. Ст.3330; 2002. №12. Ст.1093; Росс. газ. 2003. 2 июл.
8. О Счетной палате РФ: Федеральный закон от 11 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №З. Ст. 167.
9. О государственной налоговой службе РСФСР: Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. №15. Ст.492; 1992. №33. Ст. 1912; 1993. №34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2958; 1997. №47. Ст.5341.
10. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №31. Ст.3696; 2000. №31. Ст.32523; 2001. №30. Ст.3156.
11. Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ: Утв. Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №12. Ст.1066; 2000. №27. Ст.2821.
12. О федеральном казначействе: Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. №24. Ст.2101.
13. Положение и Министерстве финансов РФ: Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №11. Ст.1288; 1999. №27. Ст.3359.
14. Положение о федеральном казначействе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №35. Ст.3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст.681; 1997. №5. Ст.696.
Дополнительная
1. Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография М.: Юристь, 1994.
2. Винницкий Д.В. Категория “финансовая деятельность государства” в науке российского финансового права // Государство и право. 2003. №2. С.17-27.
3. Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права (Актуальные проблемы) // Государство и право. 1995. №2. С. 14-21.
4. Грачев Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля. М. 2000.
5. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статистика. 1993.
6. Жданов А.А. Финансовое право РФ: Уч. пособие. М.: Теис, 1995.