Финансовый контроль ХХ века

Коммерческий финансовый контроль, или аудит, как предпринимательская деятельность, получили широкое распространение в европейских странах с 17-18 веков. В России до революции попытки внедрить аналогичную форму финансового контроля успеха не имели.

Первая попытка относится к концу XIX - началу XX веков. В стране происходил феноменальный экономический рост, возникало множество акционерных обществ, наблюдался огромный приток иностранных инвестиций. Все это вызвало спрос на аудит и услуги присяжных бухгалтеров. Ф.В. Езерский (1836 - 1916 гг.) выдвинул идею образования общества "сведших и благонадежных лиц", которое было сформировано в 1891 году, которое, однако, не нашло признания в государственных структурах. 18 декабря 1894 г. на торжественном заседании Общества для распространения коммерческих знаний в день чествования памяти "первоучителя двойного счетоводства" Луки Пачоли почетным членом Общества И.Д. Гопфенгаузеном (1832 - 1910 гг.) был сделан доклад об отсутствии аудита и о ненормальном положении бухгалтеров в России, после которого он обратился к Обществу с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов, даже не упомянув, что такой уже существует более трех лет. Развития идея не получила.

Вторая попытка относится к периоду, когда после социальных потрясений 1905 г. в стране возник конституционный строй. Экономика и коммерческое образование были вновь на подъеме. Бухгалтеры попытались в своей среде сами решить проблемы профессии и сформировать аудит. Ф.И. Бельмер (1873 - 1945 гг.). вновь решительно заговорил об Институте. Поводом для этого послужило быстрое развитие промышленного и, следовательно, коммерческого образования. Если в 1896 г. в России было 13 коммерческих учебных заведений, а в 1901 г. - 88, то в 1909 г. таких заведений было 344; в 1910 г. число обучающихся составляло около 47 000 человек. Соответственно возросла и армия счетных работников. Однако существовавшее в то время законодательство наделяло бухгалтера целым рядом обязанностей, не предоставляя ему прав. Множество судебных процессов показало их бесправное положение. В 1909 г. Всероссийским съездом бухгалтеров был одобрен доклад Бельмера и изданы труды съезда, но многим участникам съезда показалось, что его роль слишком выпячивается, а труды других бухгалтеров должного отражения не получат. Начались взаимные обвинения, что парализовало дело создания российского аудита в самом начале.

Третья попытка была предпринята в 1924 г. В экономике возрождались рыночные отношения и с ними - идеи 1894 и 1909 гг. Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 18 августа 1925 года был утвержден Институт государственных бухгалтеров-экспертов «в целях содействия правильной постановке счетоводства и отчетности в государственных, общественных и частных предприятиях и в государственных учреждениях, обязанных публичной отчетностью, равно как и для дачи заключений по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованиям государственных органов, учреждений и частных предприятий».

Задачей Института государственных бухгалтеров - экспертов являлось:

а) проверка годовых и ликвидационных балансов учреждений и предприятий, обязанных публичной отчетностью;

б) дача заключений по всем вопросам счетоводства и отчетности по требованиям ревизионных комиссий и иных контрольно - поверочных органов учреждений и предприятий;

в) дача заключений и консультаций по счетным вопросам по особым заданиям подлежащих центральных и местных органов народных комиссариатов рабоче - крестьянской инспекции Союза ССР и союзных республик;

г) производство экспертиз по требованию судебных и административных органов;

д) производство работ по постановке и ведению счетоводства и отчетности, составление смет и годовых отчетов, а равно производство счетных экспертиз, дача заключений и выполнение других счетных работ по соглашению с учреждениями и предприятиями как обязанными, так и не обязанными публичной отчетностью.

Вознаграждение членов Института государственных бухгалтеров - экспертов за выполняемые ими работы, как по поручению третьих лиц, так и органов Института, определялись обязательными для членов Института особыми таксами и положениями, утверждаемыми бюро при народных комиссариатах рабоче - крестьянской инспекции союзных республик по соглашению с народными комиссариатами финансов подлежащих союзных республик.»

Деятельность Института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в центральные бюро ИГБЭ, а затем скапливался в хранилищах. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки счетоводства и отчетности не публиковались. Вскоре Институт был ликвидирован, и на долгие годы финансовый контроль в России осуществляли преимущественно государственные органы (хотя существовал также и народный контроль).

В 20 в. центром развития аудита как коммерческой деятельности становится США. Британский опыт оказал влияние на формирование аудита как профессиональной деятельности в США, однако предприниматели этой страны считали невозможным применение целей и подходов английского аудита к особенностям их бизнеса[9]. Первые американские работы по аудиту определяют цели следующим образом: 1) установить фактическое состояние финансов и доходность предприятия; 2) предотвратить намеренные и ненамеренные ошибки (второстепенная цель).

Именно США выступили как центр формирования огромных трансатлантических компаний - аудиторских фирм, таких как Price Water-house & Co, KPMG, Ernste & Young, Deloyte & Touche. Все они были созданы в конце прошлого - начале нынешнего века.
Аудиторские фирмы помимо своей главной задачи - подтверждения отчетности выполняли и большой объем консультационных работ.

Теорию аудита развил американский бухгалтер и аудитор Роберт Монтгомери (1872-1953). Он показал, что мнение аудитора может зависеть от социального фона, от интересов заказчика; что в основе проверки должны лежать прежде всего правила исследования "на соответствие". Он был разработчиком и пропагандистом тестирования проверяемых материалов. Двадцатые годы XX в. - период расцвета аудиторских фирм. Однако в этот же период появляются первые судебные разбирательства. Результатом одного из них являлось заявление судьи штата Нью-Йорк о том, что третьи лица могут требовать от аудиторов возмещения убытка только в случае возможного обнаружения обмана в фирме-клиенте, а также если при проведении проверки имела место серьезная небрежность. Это было решение в пользу аудиторов, так как доказать и первое, и второе клиенту очень трудно.

До 1929 г. к аудиту прибегали исключительно на добровольной основе, и только после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии аудит для определенных групп компаний стал обязательным. Великая депрессия усилила требования к аудиторам и качеству проверок; резко возросло влияние Нью-Йоркской биржи. Со своей стороны аудиторы стали широко прибегать к методам тестирования: были разработаны программы, которые позволяли установить "узкие места" в отчетности клиента.

В 50-60 гг. 20 века из среды коммерческого аудита выделяется отдельное направление – внутренний финансовый контроль. Возрастание объемов бизнеса, сложности операций и финансового законодательства, приводят к пониманию недостаточности эпизодического внешнего аудиторского контроля и необходимости создания постоянной службы финансового контроля. Внутренний финансовый контроль существовал с возникновения самого финансового контроля, однако его теоретическая и методологическая база существенно отставали от государственного, а тем более от коммерческого аудита.

Только в середине 80-х годов 20 века после падения «железного занавеса» в России стал активно заимствоваться накопленный столетиями опыт государственного и коммерческого аудита европейских стран и США, чем и объясняется в основном «догоняющий» статус российского финансового контроля.

В отличие от прежних попыток создать аудит "снизу" на этот раз аудит создали "сверху". Так, в 1987 году распоряжением Министерства финансов СССР была создана первая хозрасчетная контрольно-ревизионные группа. Позднее были приняты Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности" и ряд других документов. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. стал первым законодательным актом в области коммерческого аудита в России.

В 1995 году принят Закон «О счетной Палате РФ».

В настоящее время существуют и активно развиваются все три направления финансового контроля: государственный финансовый контроль (государственный аудит) (например, Управление Генерального Аудитора Канады, Счетная Палата РФ), коммерческий аудиторский контроль (аудит) (например, такие известные компании как ПрайсУотерхаусКуперс, Делойт и Туш, КПМГ и др.), внутренний финансовый контроль в виде различных подразделений организации. Поскольку все эти направления возникли из одной «колыбели», между ними есть много общего, но, развиваясь, направления приобрели и отличительные черты, обуславливающие различия между ними.

[1] В. М. Родионова, В. И. Шлейников. Финансовый контроль: Учебник.- М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 –(цитата с. 15)

[2] Стуков С.А.,Голышев В.Д. Введение в аудит. История аудиторского дела. Задачи аудиторской службы. –М, 1992.

[3] Я.В.Соколов, А.А. Терехов. Очерки развития аудита. –М., ИД ФБК-ПРЕСС, 2004 –цитата с. 12

[4] Моммзен Т. История Рима. Т. 1. М., 1936. С. 206.

[5] А. Г. Андреев и Д. В. Никольский. Краткий экскурс в историю государственного финансового контроля России.

[6] В. М. Родионова, В. И. Шлейников. Финансовый контроль: Учебник.- М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2002 –(цитата с. 15)

[7] И.В. Карпеев. Источник:http://www.imha.ru/lore/article.php?id=084

[8] Источник: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/006/6456.htm

[9] Бычкова С. М. Аудит для руководителей и бухгалтеров

Наши рекомендации