Маркетинговая деятельность и формирование программы выпуска продукции (оказания услуг)
Маркетинг— это производственно-коммерческая деятельность предприятия, направленная на выявление и удовлетворение потребностей в его продукции (услугах) путем продажи ее на рынке с целью получения прибыли.
Для достижения своей цели на рынке предприятие разрабатывает стратегию и тактику маркетинга. Стратегия маркетинга включает такие основные решения и обоснования: рынок, на котором выступает предприятие; особенности (стратегия) поведения на нем; состав и объем продукции, которую будут предлагать на рынке; разработка новой продукции, формы и методы рекламы, доставка и сбыт продукции, цены на нее. Реализация маркетинговой стратегии осуществляется путем принятия конкретных оперативных решений по различным вопросам, которые можно назвать тактикой маркетинга.
Важным разделом плана хозяйственной деятельности развития любого предприятия является его производственная программа (план производства продукции), т. е. конкретная совокупность заданий по объему производства продукции определенной номенклатуры и ассортимента, а также надлежащего качества, на определенный календарный период (месяц, квартал, год, несколько лет). Поскольку продукция всегда воспроизводится в натуральной и стоимостной формах, то производственная программа предприятия имеет две составляющие: первая — объем производства в натуральных измерителях: вторая — стоимость объема производства продукции.
Производственная программа предприятия должна быть обоснована производственными ресурсами (производственными фондами, трудовыми и материальными ресурсами, а также производственными мощностями предприятия).
Объем производства, например, товарной продукции ( ), может быть исчислен через величину ресурсов т.о.:
,
где - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия; - фондоотдача.
,
где – численность работающих, чел.; - производительность труда в денежном выражении на одного работника.
Объем производства продукции в натуральных единицах может быть рассчитан исходя из размера материальных ресурсов предприятия в планируемом периоде и нормы расхода этого вида ресурса на единицу продукции:
,
где - объем производства продукции, в натуральных измерителях; - объем материальных ресурсов, в натуральных измерителях; - норма расхода i-го вида ресурсов на единицу продукции, в натуральных измерителях.
От уровня использования производственной мощности предприятия зависит объем выпуска продукции ( ):
,
где - производственная мощность предприятия; - коэффициент использования производственной мощности.
Качественную сторону производственной программы характеризует показатель, который отражает удельный вес продукции, отвечающей международным стандартам, в общем объеме выпуска продукции предприятием. Он может быть рассчитан как отношение количества сертифицированной продукции к общему ее объему.