Методы оценки инвестиционных проектов. Базовые принципы инвестирования
ПРОСТЫЕ (СТАТ.) МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФ-ТИ ИНВ. ПРОЕКТОВ. Простые м-ды применяются, если срок реализации проекта не >1 г. Пр. м-ды строятся на использовании сист. показателей, кот. включ. 2группы: (1)абсолютные, которые включают: 1.Величину прибыли, ожидаемую от проекта; 2.S инв. затрат, требуемых для реализации этого проекта. (2)относительные, кот. включ. след. показатели: 1. Простую норму прибыльности проекта (ПНП =Чистая прибыль ср.год./инв. затраты). Эк. смысл ПНП: определяется часть инв. затрат, кот. покрываются чистой прибылью в течение 1 г. (уровень доходности инв. проекта); 2. требуемый уровень прибыльности проекта (ТУП – это min ожидаемая прибыльность, при кот. целесообразно инв-ать ср-ва в оцениваемый пр-т. ТУП зависти от 3 факторов: 1)от реальной доходности инв-ций; 2)от уровня инфляции; 3)от степени риска. 1)Реальная доходность инв-ций принимается за min банк.%, кот. не учитывает инфляцию. ТУП=БП+Iинфл.+Пр,где БП – банк.% по долгосрочным депозитам, Пр – плата за риск. БУП=БП+ Iинфл.– безопасный ур. Прибыльности. ТУП=БУП+Пр. 2)Темп инфл.=(инфл.тек.г.-инфл.пред.г.)/инв.тек.г. – это индекс инфл. 3)Плата за риск: ПР=b(РУП-БУП), где b -коэф., кот. позволяет учесть зависимость м/у прибыльностью и риском возможных убытков, РУП –рыночный ур. прибыльности, т.е. ср. ур. приб, аналогичных пр-тов. Вообще 0<=b<=2, но для РБ 0,5<=b<=1
ДИНАМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВ. ПР-ТОВ. Один из принципов проектного анализа состоит в том, что необходимо сопоставлять затраты и доходы, возникающие в разное время. Дисконтирование - это процесс приведения будущих доходов к наст. моменту времени. ДС=SЧпi/(1+БП/100)i ,где(1+БП/100)i - коэфф. дисконтирования. 1.Чистая дисконтированная стоимость – это разница между дисконтированной стоимостью и инвестиционными затратами. 2. Средняя годовая простая норма прибыльности; 3. Внутренняя норма прибыльности инв. проекта=это max норма дисконта (Банк.%) при кот. ЧДС=0; 4. Цена спроса- max цена проекта, при кот. целесообразно приобретение: ЦС=ДСБД, где ДСБД- диск. стоим. будущих доходов; 5. Цена предложения- продажная цена проекта: ЦП=ДСИЗ=ИЗ. Компаудинг –приведение настоящих инв. затрат к будущему моменту времени, т.е. это процесс, обратный дисконтированию.
Базовые принципы инвестирования:
1. принцип предельной эф-ти инвестирования. Любое предприятие стремится к получению max-ой прибыли, организованная произ-во таким образом чтобы издержки на ед-цу выпускаемой продукции были минимальными. Предприятие будет продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне произ-ва его доход будет превышать издержки произ-ва. И оно прекратит произ-во, если полученный суммарный доход от продажи товара не превысит издержки прои-зва.
2. принцип сочетания материальных и денежных оценок эф-ти капиталовложений. Существует 3 варианта оценки эф-ти: * через сравнение относительных затрат и выпуска, т.е. исключительно стоимостной, денежный анализ. * через сочетание денежных и технических критериев эф-ти. Многое зависит от самой технологии, заложенной в инвестиционный проект. * чисто технический подход оценки эф-ти, к-ый неучитывает рыночной оценки бизнеса.
3. принцип адаптационных издержек. Адатпац.изд. – это все издержки, связанные с адаптацией к новой инвестиц. Среде. Они измеряются как выпуск, потерянный от реорганизации произ-ва и переподготовки кадров.
4. принцип мультипликатора (множителя). Он опирается на взаимосвязь отраслей. Это означает ,что рост спроса , скажем на автомобили автоматически вызывает рост на технологически сопутствующие товары: металл, пластмассу, резину и т.д.. мультипликатор дает возможность заранее знать время и эк-ую силу конкретного воздействия, выгодно использовать эту информацию: прекратить не выгодное инвестирование и заняться новым бизнесом заблаговременно, опережая конъюнктуру.
35. Методика выбора оптимального варианта развития произ-ва по приведенным затратам и сроку окупаемости.
Срок окупаемости инвестиций = инвестиционные затраты/экономия от снижения с/с.
Срок окупаемости расчётный < срока нормативного.
Срок окупаемости инвестиций должен => min и < срока жизни проекта(СЖП). СЖП – период, в течении которого по проекту не требуется дополнительных инвестиций и который приносит реальную прибыль. Контрольный год – год, после которого инвестиции начинают приносить реальную прибыль.
Приведенные затраты(ПЗ) – это совокупная сумма текущих затрат и капитальных вложений или инвестиций, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативами эффективности.
ПЗ = с/с + Ен*ИЗ; ПЗ = ИЗ + Тн*с/с; ПЗ => min
Ен*ИЗ – альтернативная стоимость инвестиционного проекта
Годовой экономический эффект от внедрения оптимального варианта рассчитывается по следующим формулам:
Эг = (ПЗ1 - ПЗопт.)*Объём опт.
Эг = [(Сi + Ен*Кi) – (Сопт. + Ен*К опт.)]*Объём опт.
Эг = del Пр-ль – Ен*ИЗ
36. Пути повышения эф-ти произ-но – хоз-ой деятельности предприятия.
Пути улучшения использования ОПФ: улучшение организации пр-ва и труда, а также ликвидация внеплановых простоев; сокращение времени и повышение качества ремонтов; вовлечение в работу бездействующих ОФ; модернизация и автоматизация оборудования; повышение квалификации кадров; совершенствование техники и технологии; быстрейшее освоение проектных мощностей; улучшение качества сырья и материалов и подготовки их к процессу пр-ва; расширение сферы лизинговых операций и т.д.
Пути улучшения использования производственной мощности(ПМ): сокращение внутрисменных и целосменных простоев парка оборудования; уменьшение кол-ва излишнего оборудования и быстрейшее вовлечение в пр-во неустановленного оборудования; повышение фондоотдачи путём внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологий; модернизация действующего парка оборудования; совершенствование структуры ОПФ; систематический пересмотр норм и нормативов с учётом НТП; правильный выбор ведущего звена и ведущей группы оборудования, т.к. нередко расчёт ведётся по «узкому месту» и т.д.
Эффективность использования оборотных средств обусловлена внешними и внутренними факторами. Существуют 2 пути улучшения использования оборотных средств: эффективность пр-ного цикла и сферы обращения
Сущность и виды планирования на предприятиях РБ.
Сущность пл-ния заключается в научной разработке и реализации комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития пр-ва, обеспечивающих его соответствие общественным потребностям, а также роста V продаж и прибыли. Процесс пл-ния на пр-тии состоит из разработки1. Стратегических, 2.Текущих и 3.Оперативных планов. 1.Стратегическое пл-ния может осуществляться в виде среднесрочного (от 2 до 5 лет) и долгосрочного (от 5 до 15 лет); 2.Текущие планы разрабатываются в основном на 1 год, а 3.Оперативные на период до одного года, т.е. сутки, декада, месяц, квартал. Используется индикативное пл-ние, кот. носит рекомендательный хар-р. Бизнес пл-ние не привязывается по времени, касается какого-то определенного проекта, но изредка охватывает и всю бизнес сферу. 1. Стратегическое пл-ние состоит из 4 разделов: 1) программа деятельности предприятий; 2) задачи и цели пр-тия; 3) план развития хоз. портфеля. Здесь отмечаются V-мы, номенклатура (укрепленный перечень производимой продукции) и ассортимент (детализированный перечень производимой пр-ции). 4) стратегия роста предприятия. Она разрабатывается по 3 направлениям:1. Интенсивный. Возможности интенсивного роста имеются в том случае, если у пр-тия есть резервы расширения сбыта производимых изделий; 2. Интеграционный рост планируется в случае возможности интеграции с поставщиками, с розничными и оптовыми, торгово-сбытовыми организациями, с конкурентами; 3. Диверсификационный рост планируется за счет освоения новых видов изделий, имеющих высокую доходность. Результатом разработки всех разделов стратегического плана явл. составление плана соц.-эк. развития предп-тия, кот. включ. 11 разделов: 1. План пр-ва и реализации пр-ции (производственная программа); 2. Техническое развитие и организация производства; 3. Нормы и нормативы; 4.план капитального строительства; 5. Труд и зарплата; 6. Себестоимость, прибыль и рентабельность; 7. План материально-технического обеспечения пр-ва; 8. Фонды эк. стимулирования; 9. Финансовый план; 10. План соц. развития труд. Коллектива; 11. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
38. План произ-ва и реализации продукции: содержание, разделы, их содержание и хар-ка.
Производственная программа состоит из 3 разделов: 1. План производства продукции в натур. выраж. (V пр-ва в натур. выр., номенклатура, ассортимент, качество пр-ции, V-мы и сроки поставки конкрктным потребителям); 2.План производства пр-ции в стоимостном измерении (товарная пр-ция, валовая, чистая пр-ция, добавленная стоимость); 3. План пр-ва пр-ции в натур. и стоимостном измерении (план поставок). Предприятие формирует свою производственную программу на основе либо гос. заказа, либо заказов потребителей и выявленного потребительского спроса. 2. V-мы пр-ва в стоимостном измерении фиксируются в след. показ-лях: 1) тов. прод-ция (ТП). ТП – это стоимость всех видов готовой продукции, работ или услуг, включая стоимость кап. ремонта. ТП – это стоимость пр-ции, готовой к реализации.ТП=Vнат*Цотп., где Цотп – отпускная цена за ед. пр-ции; Vнат – это V пр-ции в нат. измерении; 2) Валовая пр-ция (ВП) хар-ет общий V работ предприятия, включающий и товарную пр-цию и V незавершенного пр-ва. ВП=ТП+- DНЗП+- DИ, где DНЗП – это изменение остатков незавершенного пр-ва; DИ – это изменение остатков инструментов и приспособлений собственного пр-ва. Товарная и валовая пр-ция искажает представление о собственном вкладе пр-тия в конечный результат, т.к. в их состав включаются материальные затраты, составляющие до 80% его себестоимости. Для ликвидации влияния повторного счета материальных затрат применяются др. пок-ли: 3)чистая пр-ция;4)добавленная стоимость. 3) ЧП(ДС)=ТП(ВП)-МЗ, где ДС – это добавленная стоимость; МЗ – материальные затраты. Чистая пр-ция включает в себя: расходы по з/п, отчисления на соц. нужды (соц. страхование) и нормативную прибыль. ЧП=ОТ+Ос+Пр, где ОТ – з/п, Ос – отчисления на соц. службы; Пр – нормативная прибыль. 4) Добавленная стоимость (ДС) – или стоимость, добавленная обработкой. ДС=ОТ+Ос+А+Пр, где А – амортизация на полное восстановление осн. кап. фондов. 3. План реализации пр-ции в натуральном и стоимостном измерении включает след. показатели: 1) V поставки в натуральном выражении; 2) реализуемая пр-ция – это стоимость пр-ции, на кот. заключены договора поставок, т.е. это планируемая к реализации пр-ция. Рпплан.=ТП+- DГП, где DГП – это изменение остатков готовой пр-ции на складах предприятия. РПплан. =Vпостнат*Цотп, где Vпостнат – V поставки в натур. измерителях. 3) Фактический V реализованной пр-ции – это стоимость пр-ции, проданной покупателю, в оплату которой на расчетный счет производителя поступили ден. средства. В процессе разработки плана выделяется 3 этапа: 1) изучение емкости рынка и определение возможного V продаж; 2) определение производственной мощности предприятия; 3) обоснование плана пр-ва производственными мощностями. Определение емкости отраслевого рынка заключается в расчете суммарного V продаж пр-ции или товара на различных его сегментах. На основании изучения нужд потребителей производится сегментирование рынка. Сегмент рынка – это особым обр. выделенная гр. потребителей по географическому, демографическому признакам, по уровню доходов, а также по психографическому признаку, т.е. это общественный класс, образ жизни и тип личности. Сегментация рынка позволяет выбрать наиболее целесообразную сферу деятельности пр-тия, для чего производится оценка сегментов по ряду параметров: 1. V продаж, 2. Доступность сегмента для предприятия; 3. Существенность сегмента; 4. Прибыльность; 5. Интенсивность конкуренции (может мы не сможем выдержать конкуренцию).