Конкурентное преимущество фирмы
(88) Конкурентное преимущество – это высокая компетентность компании в какой-либо области, которая создает наилучшие возможности, приодолев влияние конкуренции, привлекать потребителей, сохранять их приверженность к товарам (услугам) компании.
Конкурентное преимущество определяется прежде всего ресурсами предприятий:
1.Осязаемые ресурсы – материальные активы (физические, финансовые активы, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, материальные запасы, денежные средства).
Предпр-е стремится в целях улучшения своего конкурентного положения уменьшить объемы своих материальных запасов, уменьшить долю своего незавершенного производствав, улучшить использование основных фондов и экономику ресурсов.
2.Неосязаемые ресурсы:
- Не связанные с людьми неосязаемые активы (имидж компании, торговая марка, ноу-хау)
- Неосязаемые человеческие ресурсы (опыт и компетенция управленческого персонала)
Стратегический потенциал компании – совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии.
В формировании стратегического потенциала участвуют только те ресурсы, которые могут быть управляемыми при реализации стратегии.
При выработке стратегии необходимо:
- Иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах компании (swot-анализ);
- Понимать структуру национальной экономики и структуру отрасли (pest-анализ).
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы, в зависимости от рынка, товара и отрасли. Виды конкурентных преимуществ:
1.Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах
2.Конкурентные преимущества нормативно-правового хар-ра
3.Конкурентные преимущества структурного хар-ра
4.Конкурентные преимущества, связанные с развитием инфраструктуры рынка
5.Конкурентные преимущества, связанные с уровнем информационного обеспечения
6.Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах
7.Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах
8.Конкурентные преимущества, досигаемые в результате противоправных действий
На конкурентное преимущество оказывают влияние: производственная стратегия, целевой рынок, субъекты конкуренции.
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
Модель, задающая конкурентные преимущества предприятия, была предложена американским ученым М. Портером. Исходная идея состоит в том, что внимание предприятия сосредоточено не только на удовлетворении потребностей покупателей, но и на так называемых конкурирующих силах рынка.
Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. М. Портер выделяет всего два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию. Правда, смысл, вкладываемый в эти термины, иной, чем можно предположить.
Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на произ-во, а способность фирмы разрабатывать, производить и реализовывать товар более эффективно, чем конкуренты. Другими словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю.
Не так однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд, и понимание сути того типа конкурентного преимущества, которое обозначается словом «специализация». Это вовсе не сосредоточение на выпуске только опред. круга товаров, а способность удовл-ть особые потреб-ти покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преим-в фирма должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов (реализуется принцип дифференциальных преим-в), предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем кач-ва при стандартном наборе параметров, определяющих это кач-во, либо нестандартным набором св-в, реально интересующих покупателя.
БИЛЕТ № 29