Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль является способом реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. В указе Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации "от 25 июля 1996 г. №1095 определено, что государственный финансовый контроль в РФ включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с действующим законодательством РФ государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Центральным банком РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом РФ и иными органами.

Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Основным органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации.В соответствии с п.5 ст. 101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату". Это независимый (от Правительства) постоянно действующий орган финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты РФ регулируется Федеральным законом РФ "О Счетной палате РФ" от 11.01.1995 г.

Счетная палата РФ ‑ юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой на шесть лет, заместителей Председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на 6 лет, 12 аудиторов, 6 из которых назначает Государственная Дума, 6 ‑ Совет Федерации, а также из аппарата Счетной палаты ‑ инспекторов.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1. все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2. органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании, их союзы, ассоциации, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3. общественные объединения, негосударственные фонды, негосударственные некоммерческие организации, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Таким образом, контрольные полномочия Счетной палаты РФ связаны с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

Основные задачи Счетной палаты:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения федеральных бюджетных средств в ЦБ РФ, уполномоченных банках;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;
  • контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков в части обслуживания ими федерального бюджета, контроль за деятельностью ЦБ РФ по вопросам обслуживания государственного долга РФ.

Основной формой контроля являются ревизии и тематические проверки. Инспекторы Счетной палаты могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений ‑ изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего уголовную ответственность, Счетная палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта-заключения.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной и коммерческой деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемого хозяйствующего субъекта. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Результаты деятельности Счетной палаты РФ должны освещаться в СМИ.

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. В Министерство финансов входят следующие управления: бюджетное, налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования социальной сферы и науки, финансирования обороны, правопорядка и безопасности, валютно-финансового регулирования, методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Для усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств Указом Президента «О федеральном казначействе» от 08.12.92 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство включает:

1) Главное управление Федерального казначейства;

2) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам. райлнам и районам в городах.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля и координирует их работу.

Выполняет функции:

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

· представление высшим законодательным и исполнительным органам власти отчетности о финансовых операциях со средствами, отнесенными к ведению Правительства РФ.

Главный распорядитель бюджетных средств – орган власти соответствующего уровня (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), бюджетное учреждение, имеющие право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Выполняет функции:

утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

1. составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ;

2. осуществляет контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности;

3. осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями[1];

готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

гл. распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны РФ:

по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности;

по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности[2].

Распорядитель бюджетных средств – орган власти соответствующего уровня (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Выполняет функции, во многом аналогичные функциям главного распорядителя бюджетных средств (№ 1,2,4).

Наши рекомендации