Международное инвестирование

Предпринимательская форма перемещения капитала принимает форму иностранного инвестирования. Иностранное инвестирование представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс другой страны.

По целевому назначению выделяют следующие виды иностранных инвестиций:

1. Прямые зарубежные инвестиции – имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранного предприятия. В результате инвестор организует или ведёт производство на территории страны, принимающей капитал.

2. Портфельные зарубежные инвестиции – это способ вложения средств в иностранные ценные бумаги, не дающее инвестору возможности контроля над деятельностью зарубежного предприятия.

Прямые инвестиции, на которые приходится примерно четверть валового объема трансграничных потоков частного капитала, являются основной движущей силой процессов глобализации мировой экономики и оказывают решающее влияние на развитие национальных хозяйств как кредитующих, так и принимающих стран. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику развитых стран началось в мире с 60-х годов 20-го века. Ежегодно масштабы инвестирования увеличиваются. Так, например, в 1970 г. их годовой объём составлял 13 млрд. долл., в начале 21в. – около 400 млрд. долл. На развитые страны приходится 2/3 всех иностранных инвестиций, 1/4 – на развивающиеся страны, 1/10 – на страны с переходной экономикой. Основная часть иностранных инвестиций приходится на США, ЕС и Японию. Из развивающихся стран наиболее привлекательными для зарубежных инвесторов являются новые индустриальные страны (особенно Китай), на долю которых приходится 80% всех направляемых в развивающиеся страны иностранных инвестиций.

Потоки портфельных инвестиций значительно уступают объемам международного кредитования, однако по-прежнему являются важной формой участия многих развитых и развивающихся стран в трансграничном движении капитала. Среди развивающихся государств наибольшие объемы приращения инвестиций в ценные бумаги предприятий приходились на страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, особенно на Южную Корею, Китай, Таиланд, Индонезию.

Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства: они служат источником вложения средств в производство товаров и услуг; обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения; содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству и т.п.

Цели привлечения иностранного капитала весьма разнообразны и определяются приоритетами, которые имеет страна. Большинство государств использует иностранные инвестиции для индустриализации, повышения наукоемкости производства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии импортозамещения, а также экспортной ориентации производства. Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционный климат – условия для приложения иностранного капитала в данной стране.

Факторы, воздействующие на инвестиционный климат:

1.Макроэкономические (динамика ВВП, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП).

2.Нормативно-правовые (качество и стабильность законодательной базы, защита прав собственности, защита интересов инвесторов, уровень монополизации экономики, административные барьеры входа на инвестиционный рынок, уровень корпоративного управления).

3. Налогообложение (качество налоговой системы и уровень налогового бремени).

4. Информационное обеспечение (формирование системы информационного обеспечения, полнота и доступность информации об инвестиционных возможностях в стране, организация инвестиционных выставок, презентаций, семинаров, инвестиционных миссий).

5. Непредсказуемость, непрозрачность страны для инвесторов (понимается как отсутствие четких, облеченных в формальные процедуры общепринятых правил ведения деятельности на мировых и национальных рынках капитала).

6. Задолженность по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям. Интегральный показатель платежеспособности страны включает девять составляющих: политический риск, экономические перспективы, показатель внешней задолженности, долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга, кредитный рейтинг, доступ к банковским ресурсам, доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, доступ на рынки капиталов, доступ к форфейтинговым услугам.

Эффективной формой привлечения иностранного капитала являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Сегодня в мире действует около 4000 различных видов СЭЗ, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. СЭЗ играют важную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и являются инструментом общенационального экономического развития; это одна из новых форм МРТ. СЭЗ является частью национального экономического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории.

При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью. Выбор подхода зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании СЭЗ. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный – проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории СЭЗ, можно подразделить на внешнеторговые, финансовые, фискальные, административные.

Наши рекомендации