Х7 - Log10(ВБ-НМА-ДФВ-НДС-ДЗ);
Х8 – ОА/(КП+ДП);
Х9 - Log10(ПДН/% к уплате+1).
Если H < 0, крах неизбежен. Анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия по модели Фулмера свидетельствует о малой вероятности банкротства.
В 1978 году Годоном Л.В. Стрингейтом была построена модель, достигающая 92,5% точности предсказания неплатежеспособности на год вперед. Общий вид модели:
Zстрингейта = 1,03X1 + 3,07X2 + 0,66X3 + 0,4X4;
Х1 – ОА/ВБ
Х2 – (ПДН+% к уплате)/ВБ
Х3 – ПДН/КП Х4- Вр/ВБ
Тема: Анализ деловой активности предприятия.
Количественная оценка и анализ деловой активности может быть сделана по 3-м направлениям:
1. Оценка степени выполнения плана и анализ отклонений по основным показателям;
2. Оценка темпов роста, наращивания объемов хоз.деятельности.
3. Оценка уровня эффективности использования ресурсов предприятия
Чаще всего оценку проводят по 3-му направлению и деловую активность предприятия оценивают на основе анализа показателей оборачиваемости. При этом оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия может оцениваться:
А – скоростью оборотов, которые делает капитал предприятия или его составляющие за анализируемый период;
Б – периодом оборота, т.е средним сроком за который возвращается в хоз.деятельность предприятия денежные средства.
Коэффициенты оборачиваемости:
1. Коэффициент оборачиваемости активов:
Коа = В/А = выручка/среднегодовое значение активов;
2. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов
Коба = В/ОА
3. Фондоотдача
Ф= В/ОС;
4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Коск = В/СК
5.Оборачиваемость запасов
Оз = (Запасы*365)/В (дни)
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности
Одз = (ДЗ*365)/В
7. Оборачиваемость кредиторской задолженности
Окз = (КЗ*365)/В
За сколько дней оборачиваются ресурсы в периоде. Показатели оборачиваемости не имеют рекомендуемых значений, сравниваются со средними отраслевыми показателями, а так же со значениями в предыдущем периоде.
Анализ рентабельности:
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, а так же доходность различных направлений деятельности. Они показывают соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами.
Выделяют 2 группы показателей рентабельности, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой:
1. База это стоимостные оценки ресурсов;
2. База – это показатели выручки от реализации товаров и услуг;
Наиболее распространены:
1. Рентабельность активов
Ра = Пч/А
2. Рентабельность собственного капитала
Рск=Пч/CК
Сколько рублей прибыли приходится на рубль вложенных собственных средств.
3. Рентабельность продаж
Рпр=Ппр/В
Показатели рентабельности не имеют нормативных значений, но должны быть больше 0, сравниваются со среднеотраслевыми, а так же со значениями в предыдущем периоде.
Тема: Финансовое планирование и прогнозирование
Цель и задачи планирования финансовой деятельности предприятия.
Планирование это процесс разработки и принятия целевых установок предприятия в количественном и качественном выражении, а так же определение путейих наиболее эффективного достижения.
Финансовый план представляет собой документ характеризующий способы обеспечения финансовыми ресурсами производственного плана предприятия и увязывающий доходы и расходы хозяйствующего субъекта.
Объекты финансового плана:
1. Выручка от реализации товаров;
2. Прибыль;
3. Фонды спец.назначения (резервный);
4. Объем платежей в бюджет и и социальные фонды;
5. Объем заемных средств;
6. Объем капитальных вложений (вложений в основные средства) и источники их финансирования.
Цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов, формируемых за счет собственных средств, заемных средств, средств, привлеченных с фондового рынка
Задачи финансового планирования:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала;
- выявление резервов увеличения прибыли;
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами.
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Виды внутрифирменного финансового планирования:
1. Перспективное;
2. Текущее;
3. Оперативное
Все они на предприятии связаны между собой и осуществляются в определенной последовательности.
Виды внутрифирменного финансового планирования и формы разработки планов.
виды | Формы разработки финансовых планов | Период планирования |
перспективное | Прогноз Ф2, прогноз движения ден.средств, прогноз Ф1 | 1-3 года |
текущее | План доходов и расходов по операц.деятельности по инвестиц.деятельности,план поступления и расходования ден.средств, балансовый план | 1 год |
оперативное | Платежный календарь, кассовый план, налоговый календарь | Декада, месяц, квартал. |
Исходной точкой планирования является прогнозирование, основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет параметры текущего финансового планирования и далее осуществление оперативного финансового планирования как конкретизация отдельных показателей, заложенных в рамках текущего планирования.
Перспективное планирование
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовой деятельности. При этом финансовая стратегия разрабатывается как схема привлечения и использования ресурсов предприятия, включает конкретный механизм (способы формирования прибыли, требуемого уровня финансирования за счет различных методов), а так же механизм вложения этих ресурсов в активы предприятия.
Финансовое планирование базируется на данных финансового прогнозирования.
Объекты прогнозирования – показатели отчета о прибылях и убытках, поток денежных средств, показатели бухгалтерского баланса.
Таким образом результаты перспективного планирования являются разработка трех основных финансовых документов:
1. Прогнозированный отчет о прибылях и убытках
2. Прогнозированный отчет о движении ден.средств
3. Прогноз отчета о бух.учете
Разработку документов начинают с построения прогнозного отчета о прибылях и убытках на основе отчета на 3 года. На основе данных по прогнозу продаж, рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых, другие затраты на производство.
В результате получается прогнозное значение прибыли предприятия. Затем разрабатывается плановый прогноз движения денежных средств предприятия, который учитывает притоки и оттоки средств и отражает чистый денежный поток по текущей, инвестиционный и финансовой деятельности.
Таким образом можно оценить сколько потребуется денежный средств определенный период, синхронизировать поступления, расходование денежных средств. Затем осуществляется разработка прогнозного баланса предприятия.
Наиболее часто используются следующие методы прогнозирования показателей бух.баланса:
1. На основе пропорциональной зависимости показателей от объема продукции;
2. С использованием математического аппарата, статистических методов
3. Специализированные методы.
Целью построение прогнозного баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов и формирование оптимальной структуры капитала, которое обеспечило бы финансовую устойчивость предприятия.
Одним из плановых документов разрабатываемых предприятием в рамках перспективного планирования является бизнес-план, в котором излагаются ключевые параметры проекта, осуществляемые предприятием и прогнозные финансовые показатели, связанные с реализацией.
Текущее планирование
Текущее планирование основывается на разработанной финансовой стратегии и заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов и бюджетов, которые дают возможность определить на предстоящий период все источники финансирования, сформировать структуру доходов и затрат, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода. Текущий план составляется на период, равный 1 году с разбивкой по кварталам, рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
В последнее время на предприятиях часто применяется система бюджетного планирования. При этом под бюджетированием понимается процесс расчета и обобщения финансовых показателей, детализирующих финансовые планы предприятия в денежном выражении на конкретный период времени. В процессе бюджетирования разрабатывается генеральный бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных структурных подразделений и представляющий собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Операционный бюджет состоит из бюджетов: продаж, производства, производственных запасов, затрат на сырье, оплату труда, управленческих и коммерческих расходов. Выходной формой операционного бюджета является отчет о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет включает бюджет движения денежных средств, бухгалтерский баланс на текущий период, инвестиционный бюджет.
Оперативное финансовое планирование
Дополняет текущее планирование и осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки, расходованием наличных денежных средств, налоговыми платежами. Оперативное планирование включает составление платежного календаря, налогового календаря, кассового плана и расчета потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь представляет собой план организации хозяйственной деятельности предприятия, в котором все денежные поступления и расходы отражены во времени. Составляется обычно на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам.
Налоговый календарь представляет собой документ, в котором отражены конкретные даты и виды налогов, которые должно уплатить предприятие.
Кассовый план представляет собой план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации.
Расчет потребности в краткосрочном кредите представляет собой документ, в котором обосновывается размер краткосрочной банковской ссуды, необходимый для обеспечения планируемого денежного потока по каждому периоду.
Тема: Риск и леверидж в финансовом менеджменте.