Основные функции исполнительного комитета.
Тема 6. Местные органы государственного управления.
Понятие, назначение и система местных органов государственного управления.
Основные функции исполнительного комитета.
Местная администрация, как вид органов государственного управления.
Отделы и управления местных исполнительных и распорядительных органов и правовой статус местных органов государственного управления, не подчиненных исполкомам.
Понятие, назначение и система местных органов государственного управления.
Правовой статус органов местного управления определен Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь».
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Исполнительным и распорядительным органом на определенной территории является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Единая система местных органов управления на территории РБ слагается из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов, которые входят в единую систему органов исполнительной власти, и являются органами общей компетенции.
Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, а также подотчетен соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
В состав исполнительного комитета входят:
- председатель исполнительного комитета;
- заместители (заместитель) исполнительного комитета;
-управляющий делами (секретарь);
-члены исполнительного комитета.
Председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета назначается на должность Президентом РБ сроком на 5 лет и утверждается областным Советом депутатов.
Председатель районного, городского, сельского, поселкового исполкома назначается вышестоящим исполнительно-распорядительным органом и утверждается соответствующим Советом депутатов. Если кандидатуру на должность председателя местный Совет не утвердит, в том же порядке вносится другая кандидатура.
Решение Президента Республики Беларусь, председателя вышестоящего исполкома о назначении председателя исполкома в случае повторного отклонения кандидатуры Председателя исполкома является окончательным. Председатель соответствующего исполкома может занимать эту должность не более чем два срока подряд.
Основные функции исполнительного комитета.
Исполнительный комитет:
– разрабатывает и вносит в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и прав граждан;
– разрабатывает и вносит в Совет проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета;
– распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами Совета в порядке и в пределах, установленных Советом;
– вносит в Совет предложения об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений;
– осуществляет в порядке, установленном законодательством, государственный контроль на соответствующей территории за охраной окружающего мира (вод, воздуха, земель, недр, растительного и животного мира), а также за объектами коммунальной собственности;
– определяет структуру и штаты исполнительного комитета, созданных им отделов, управлений и других подразделений, руководит ими и подведомственными организациями;
– руководит отделами и управлениями, другими подразделениями исполкома, может принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к их ведению;
– образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия;
– организует прием населения, принимает решения по удовлетворению прав и законных интересов граждан;
– оказывает нижестоящим исполнительным комитетам необходимую помощь и др.
В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» функции исполнительных комитетов (местных администраций) не выделены в отдельную статью. Основные функции исполкомов тесно связаны с их задачами, они конкретизируют задачи и не могут выходить за их рамки.