Глава 6. Основы бухгалтерского учета хозяйственных процессов

6.1. Бухгалтерский учет процесса снабжения Основные понятия

Снабжение представляет собой вид деятельности по доведению про­дукции от предприятия-изготовителя (продавца) до предприятия-по­требителя (покупателя) и, по существу, является отраслью сферы мате­риального производства.

Предприятие приобретает необходимые ему сырье, материалы, топ­ливо, комплектующую продукцию, инструменты, оборудование, транспортные средства и др. Результатом процесса снабжения являют­ся поступившие в собственность предприятия средства производства (основные и оборотные). Однако в бухгалтерском учете расходы на процесс снабжения основными средствами выделяются в самостоя­тельный учетный объект. В этом случае им являются капитальные за­траты, или затраты на обособленную от основной деятельности — дея­тельность по капитальным вложениям. С точки зрения бухгалтерского учета процесс снабжения представляет собой осуществление предпри­ятием текущих затрат, связанных с заготовлением и приобретением производственных запасов (кроме затрат на их прирост). В общем виде процесс снабжения предприятия материальными запасами1 представ­лен на рис. 6.1.

Прежде чем поступить в собственность предприятия-потребителя, продукция проходит через снабженческо-сбытовые или торговые пред-

Глава 6. Основы бухгалтерского учета хозяйственных процессов - student2.ru

приятия, которые покупают товары не для производственного потреб­ления, а для перепродажи. Обычно материальные запасы закупаются у оптовых предприятий. Небольшая часть материальных запасов приоб­ретается подотчетными лицами у предприятий розничной торговли (к примеру, топливо для подвижного транспортного состава или кан­целярские товары). Кроме того, возможна поставка материальных запасов непосредственно со склада предприятия-изготовителя, минуя снабженческо-сбытовые предприятия. Таким образом, про­цесс снабжения состоит из двух взаимосвязанных процессов: снабже­ния и сбыта. Схема доведения продукции от предприятия-изготовите­ля до предприятия-потребителя приведена на рис. 6.2.

Глава 6. Основы бухгалтерского учета хозяйственных процессов - student2.ru


Поставки материальных запасов производятся на основе договоров, заключаемых с предприятиями-поставщиками или другими предпри­ятиями. В договорах указываются наименование материальных цен­ностей, их количество, цена, способ транспортировки, порядок и формы расчетов, санкции за несоблюдение условий договора и т.п. Как правило, оперативный учет выполнения договорных обязательств осу­ществляется финансовым отделом и отделом снабжения. После реги­страции в этих отделах платежные документы поставщиков принима­ются на учет в бухгалтерию. В результате у предприятия образуются расчеты (начисление и погашение кредиторской задолженности) с по­ставщиками товарно-материальных ценностей. Зачастую используется предварительная (авансовая) форма оплаты, при которой продавец от­пускает товары только после их оплаты денежными средствами или другими активами (при бартерных сделках1). Для уменьшения риска неоплаты или несвоевременной оплаты счетов используются также расчеты по аккредитивам' и расчеты векселями2. Иногда производст­венные запасы поступают от поставщиков без расчетно-платежных до­кументов. Такие поступления учитываются как неотфактурованные по­ставки3. Кроме того, возможны ситуации, когда материальные запасы на склад покупателя еще не поступили, но уже полностью оплачены и перешли в его собственность; такие ценности учитываются как мате­риалы в пути4.

Входящими (англ. unexpired costs) называют приобретенные и имею­щиеся в наличии материальные ресурсы, которые должны принести доход в будущем.

Иными словами, входящие затраты — это затраты, связанные с за­купкой сырья, материалов и других материальных ресурсов. Известно, что каждый товар имеет цену, по которой продавец (поставщик) пред­лагает его покупателю. Однако при покупке кроме оплаты покупной стоимости товара покупатель несет ряд дополнительных расходов, как в поговорке: «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз», среди которых основными являются: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, транспортных перевозок (авиационный, автотранспортный, железнодорожный

тариф, водный фрахт), услуги дилерских компаний и других посредни­ческих предприятий, оплата таможенных услуг, торговые наценки, сто­имость потерь материалов при транспортировке в пределах норм есте­ственной убыли, плата за охрану, страхование груза и др. Указанные расходы (за исключением сумм НДС и акцизов) в бухгалтерском учете объединяются в комплексную группу под общим названием «Транс- портно-заготовительные расходы» (ТЗР). Состав ТЗР регламентирует­ся отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство и из­держек обращения.

Транспортно-заготовительныерасходы (англ.freight-in, freight-out) — это затраты, связанные с продвижением производственных ресурсов, включая поставки по импорту, от поставщика к покупателю.

Стоимость транспортных работ в зависимости от условий договора может быть оплачена полностью или частично за счет поставщика. Если по условиям договора стоимость транспортных работ включается в договорную цену, то эти расходы возмещаются поставщиком и входят в состав затрат на сбытовую деятельность. В этом случае покупатель указанные расходы не относит на себестоимость приобретенных мате­риально-производственных запасов. Если же в договорной цене отсут­ствует стоимость транспортных работ, то расходы по доставке товара принимает на себя покупатель. В этой ситуации стоимость транспорт­ных работ учитывается у покупателя в составе ТЗР и входит в себесто­имость приобретенных производственных запасов. На практике обыч­но часть транспортных работ оплачивает поставщик, а часть — покупа­тель. Таким образом, стоимость транспортных работ учитывается и у поставщика, и у покупателя. При этом поставщик учитывает расходы по транспортировке в составе затрат на реализацию, а покупатель — в составе ТЗР.

Расходы на транспортировку могут составлять значительную часть в фактической себестоимости материальных ресурсов, а в отдельных случаях даже превышать договорную стоимость. Величина этих расхо­дов зависит от расстояния транспортировки, видов используемого транспорта, размера тарифа, повагонной комплектации груза и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается при реализации прак­тически всех товаров и услуг. Акцизами, напротив, облагаются только некоторые товары. Как правило, это предметы массового потребления, такие, как алкогольная продукция, табачные изделия, а также ювелир­ные изделия, легковые автомобили и т.п.

Принятый по счетам-фактурам поставщиков и других кредиторов НДС подлежит изъятию в бюджет как часть добавленной стоимости в соответствии с определенной Правительством РФ процентной став­кой. По товарам, с которых взимаются акцизы, в облагаемый оборот включается сумма акцизов. Ставки акцизов могут устанавливаться в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам или в рублях за единицу измерения (например, при реализации ювелирных изделий ставка акциза составляет 15% стоимости, а при реализации шампан­ских вин — 7 руб. за литр).

Налог на добавленную стоимость и акцизы включаются производи­телем или продавцом в цену товара и оплачиваются покупателем. Од­нако в затраты на приобретение и заготовление производственных за­пасов эти налоги не входят (за некоторыми немногочисленными ис­ключениями).

Наши рекомендации