Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан
Билет № 7
Деньги и их функции.
Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.
Как мера стоимости деньги измеряют ценность всех благ.
Деньги как средство платежа выражают отношения между должником и кредитором, так как акт купли-продажи часто бывает разорван во времени.
Деньги как средство накопления представляют собой запас финансовых ресурсов для будущих расходов, формируют сбережения домохозяйств и инвестиции предпринимателей.
Денежная система
В любой стране денежное обращение организуется государством на определенных принципах, т. е. в форме денежной системы. Элементами денежной системы являются:
1. национальная денежная единица (рубль, доллар, и т. д.), в которых выражаются цены на товары и услуги;
2. виды денежных знаков в форме кредитных бумажных денег и билонной разменной монеты, являющихся законным платежным средством в наличном обороте;
3. организация эмиссии денег, т. е. порядок выпуска денег в обращение;
4. государственные органы, регулирующие и контролирующие денежное обращение (учреждения Центрального банка страны, Министерство финансов, государственные казначейства).
В современных условиях денежное обращение не основано на золотом стандарте, а является системой бумажных кредитных денег.
Кредитные деньги, в свою очередь, породили систему кредитных карточек, которые с наступлением эры компьютеров породили так называемые «электронные деньги», выполняющие функции денег безбумажным способом, в виде сигналов ЭВМ.
2. Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.
Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:
Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.
В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.
Более конкретный пример — нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.
Люди не связывают свои действия с интересами страны.
Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений , коррупция.
3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
Основные требования к плану:
1. он должен быть реально выполнимым,
2. решать поставленные задачи,
3. быть удобным в работе.
Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа — выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники — Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).
На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.
Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.
Таким образом, работа над планом будет включать:
1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом
2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий
3. Определение ответственных (старших в группах)
4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров
5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)
6. Утверждение плана
7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа
8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)
Билет № 8
Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации — основной закон государства, закрепляющий основы государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Выделяют права:
1. Личные
Хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства.
Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
1. Это прежде всего право на жизнь.
Все равны перед законом и судом.
2. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы возможно только по приговору суда.
3. Достоинство личности. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
4. Неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
5. Свобода совести, свобода вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
6. Каждый вправе определять и указывать (или не указывать) свою национальную принадлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
2. Политические права и свободы
Это права, принадлежащие человеку, когда он выступает в качестве гражданина государства. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.
Свобода мысли и слова означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме.
Право на информацию — это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
К политическим правам также относятся:
1. право на создание и участие в объединениях;
2. свобода собраний, включая право на манифестации;
3. право на равный доступ к государственной службе;
4. право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
3. Социально-экономические права
Связаны с производством и распределением материальных благ, включают право на свободное осуществление экономической деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.
1. Социальные права: право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
4. Культурные права
Обеспечивают духовное развитие личности: право на образование, свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания.
Конституционные обязанности призваны обеспечивать права и свободы остальных членов общества.
Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:
2. обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
3. уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
4. забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
5. получение основного общего образования (ст. 43);
6. забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
7. уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
8. сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
9. защита Отечества (ст. 59).
2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
Правительство— высший исполнительный орган государственной власти. Кроме исполнительной, государство располагает законодательной и судебной властью. Все государственные структуры в отдельности и всё государство в целом должны гарантировать осуществление прав и свобод. Следовательно, правильное утверждение может звучать так: государство И правительство должны гарантировать осуществление прав и свобод человека.
Различают несколько видов гарантий:
Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние: развивающуюся экономику, обеспечение занятости населения и пр.
Политические гарантии заключаются в обеспечении участия граждан в управлении государством.
Юридические гарантии — это права и свободы, закрепленные в законодательстве.
3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающего лица?
Оказавшись в окружении людей, которые не понимают Вашего языка, нужно быть осторожным в жестах. У разных народов одни и те же жесты воспринимаются по разному, и самый «невинный» жест может быть воспринят как непристойность или серьезное оскорбление.
Первое, что следует предпринять — задать вопросы на всех известных вам языках. Возможно, кто-то из окружающих тоже ими владеет.
В случае неудачи, достаньте из сумки разговорник для данной местности и попытайтесь совместно с теми из окружающих людей, которые проявят к вам интерес, найти в книге нужные фразы и договориться.
Если есть сотовая связь, попробуйте дозвониться до знакомого, который знает оба языка и, пользуясь его посредничеством, наладить контакт.
Следующий вариант в такой ситуации — взять бумагу, ручку и попытаться нарисовать то, что хотите узнать от окружающих.
Коммуникация — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Она может осуществляться вербальными (словесными) и невербальными (без использования слов) средствами.
Билет № 9