Теоретическое исследование оптовой и розничной торговли. Специфика финансовых результатов в торговле.

Торговля представляет собой отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которой является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже[1].

Различают оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля – это продажа – торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в рознице. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров), причём цены предусматривают особые дилерские скидки. Среди торговых компаний определённое их число занимается только оптовой торговлей.

Оптовая торговля охватывает совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Как правило, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли.

Оптовая торговля позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными контактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения[2].

Основными задачами оптовой торговли являются:

· маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию;

· размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и качестве;

· своевременное и полное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

· организация хранения товарных запасов;

· организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления.

Комитетом РФ по торговле утверждены:

1. Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли (Письмо от 20 апреля 1995 г. № 1-150/32-2).

2. Методические рекомендации по учёту и оформлению операций приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (Письмо от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5)[3].

Предметом бухгалтерского учета в оптовой торговле является хозяйственная деятельность торговой организации.

Реализация товаров в оптовой торговле регулируется договорами: купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки и некоторыми другими договорами.

Оптовая торговля стремительно развивается. Оборот оптовой торговли по Орловской области в 2007 году составил 46 726,3 миллионов рублей, в 2008 – 56 795,5 миллионов рублей. Ситуация ухудшилась после кризиса 2008 года. Сильно снизились все экономические показатели. Это не могло не отразиться на торговле. И в 2009 году оборот оптовой торговли по Орловской области составил 40 581,9 миллионов рублей. В 2010 году экономическое положение региона стало улучшаться, и оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности в январе – октябре 2010 года составил 42,8 миллиардов рублей, что в сопоставимых ценах на 14% больше, чем годом ранее. Эти данные представлены в таблице 1, а наглядно они отображены на рисунке 2.

Таблица 1 – Оборот оптовой торговли по Орловской области[4].

  Оборот оптовой торговли - всего из него оборот организаций оптовой торговли
миллионов рублей (в фактически действовавших ценах) в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) миллионов рублей (в фактически действовавших ценах) в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
19316,2 131,3 15884,5 159,9
23988,3 104,4 20431,5 108,1
24731,7 91,4 20237,8 87,8
26220,2 91,4 21536,8 91,7
27823,6 89,7 21121,3 88,9
34980,9 114,4 24616,2 106,1
38004,1 100,4 27650,2 103,8
46726,3 111,3 34734,0 113,7
56795,5 108,3 41553,0 106,6
40581,9 65,0 33023,8 72,3

Теоретическое исследование оптовой и розничной торговли. Специфика финансовых результатов в торговле. - student2.ru Рисунок 2 - Оборот оптовой торговли по Орловской области.

Таким образом, отчётливо виден стремительный рост оборотов оптовой торговли до 2008 года, за чем последовал значительный спад. Ситуация начала улучшаться к 2010 году. Можно спрогнозировать незначительный рост оборотов оптовой торговли в 2011 году.

Что касается розничной торговли, то ГОСТ РФ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», действующий на территории Российской Федерации с 1 января 2000 года, определяет её как торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью[5]. Развитие розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает воздействие на производство и потребление.

В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путём купли-продажи.

Розничный товарооборот является одним из наиболее важных показателей деятельности организаций розничной торговли. Состав розничного товарооборота определён Инструкцией по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, утверждённой Государственным комитетом РФ по статистике 01.04.1996 г. № 25[6].

Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчётный период на основании первичных документов.

Важным условием развития розничного товарооборота является правильно организованный бухгалтерский учёт.

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле является учёт товаров. Поэтому необходимо обеспечить полный учёт их поступления и выбытия.

Задачами бухгалтерского учёта в розничной торговле являются:

· обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;

· проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

· проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;

· обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

· установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;

· обеспечение контроля за правильной организацией и формированием цен.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

1. Единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли.

2. Возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день).

3. Организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности.

Розничная торговля, так же как и оптовая, развивается. Только влияние кризиса различно. Если в оптовой торговле была отмечена тенденция резкого спада оборотов после 2008 года, то в розничной торговле такой тенденции не наблюдается. Наоборот, происходит постепенное увеличение оборотов. Так, в 2007 году они составили 38 569,9 миллионов рублей, в 2008 году – 52 705,2 миллиона рублей, в 2009 – 53 636,2 миллиона рублей. Оборот розничной торговлисложился в сумме 50,8 млрд. рублей и составил 110% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2009 года. Непродовольственных товаров реализовано на сумму 27,1 млрд. рублей (53% товарооборота), пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий –на 23,7 млрд. рублей (47%). Эти данные представлены на рисунке 3 и в таблице 2.

Теоретическое исследование оптовой и розничной торговли. Специфика финансовых результатов в торговле. - student2.ru

Рисунок 3 – График оборотов розничной торговли по Орловской области.

Таблица 2 – Оборот розничной торговли по Орловской области[7].

Годы Оборот розничной торговли – всего в том числе:
оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка продажа товаров на розничных рынках и ярмарках
Миллионов рублей (в фактически действовавших ценах)
9536,5 6594,1 2942,4
12091,5 8410,5 3681,0

Продолжение таблицы 2.

Годы Оборот розничной торговли – всего в том числе:
оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка продажа товаров на розничных рынках и ярмарках
15654,5 11191,4 4463,1
17895,9 12892,9 5003,0
21357,1 15546,7 5810,4
26082,8 19589,0 6493,8
29415,3 22920,6 6494,7
38569,9 32727,1 5842,8
52705,2 46624,1 6081,1
53636,2 47389,3 6246,9
В процентах к итогу
69,1 30,9
69,6 30,4
71,5 28,5
72,0 28,0
72,8 27,2
75,1 24,9
77,9 22,1
84,9 15,1
88,5 11,5
88,4 11,6
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
105,7 105,7 105,7
108,7 109,3 107,2
116,7 119,9 109,3
103,3 104,1 101,3
108,4 109,6 105,5
112,2 115,8 102,7
105,9 109,9 93,9
123,1 134,1 84,5
121,3 126,1 92,4
91,6 91,5 92,5

Информация о доходах и расходах организации от торговой деятельности обобщается на балансовом счёте 90 «Продажи». Этот счёт предназначен для определения финансового результата.

Доходом от торговой деятельности является товарооборот (без вычитаемых налогов, то есть НДС, акцизов, экспортных пошлин). Расходом от торговой деятельности являются затраты на приобретение товаров (себестоимость товаров) и затраты, связанные с продажей товаров (расходы на продажу).

Доход от торговой деятельности в бухгалтерском учёте признаётся при следующих условиях[8]:

1. Организация имеет право на получение этого дохода, вытекающее из конкретного договора или подтверждённое иным соответствующим образом.

2. Сумма дохода может быть определена.

3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение экономических выгод организации.

4. Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар перешло от организации к покупателю.

5. Доходы, которые произведены или будут произведены в связи с продажей товара, могут быть определены.

Расходы признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий[9]:

1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота.

2. Сумма расходов может быть определена.

3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт уменьшение экономических выгод организации.

Таким образом, торговля – постоянно развивающаяся и динамичная отрасль. Она зависит от многих экономических и неэкономических факторов.

Безусловно, любая торговая организация стремится максимизировать свою прибыль. В целях формирования и распределения прибыли необходимо правильно организовать её учёт.

Наши рекомендации