Современные тенденции в развитии транснационального капитала
В последние несколько лет зарубежные исследования по эффективности государственного контроля над движением капитала исходят из двух его форм: контроля над оттоком и контроля над притоком капитала. При этом государство контролирует, как правило, краткосрочные, а не долгосрочные капиталопотоки. Аналогичной практики придерживается и Международный валютный фонд.
Наличие правового контроля над движением капитала далеко не всегда означает фактические ограничения на капиталовложения. В разных странах используются разнообразные пути обхода государственного контроля. В частности, простейшие механизмы завышения импортных цен или занижения экспортных цен.
Различие между правовой и фактической степенью мобильности капитала неблагоприятно сказывается на возможности четкого определения истинного уровня финансовой интеграции отдельных стран.
Размер уровня интеграции рынков капиталов различных государств зависит от соотношения между объемом накоплений и объемом инвестиций.
Рассмотрим эффективность контроля над оттоком и над привлечением капитала. Установление контроля над оттоком капитала — один из путей разрешения валютно-финансового кризиса. При оценке эффективности такого контроля следует выделить:
- превентивный контроль, который устанавливается (или ужесточается), когда страна имеет хронический дефицит платежного баланса, но не прибегает к девальвации национальной валюты;
- временный контроль, который вводится в условиях экономического кризиса.
Превентивный контроль может иметь разные формы, включая налогообложение фондов, переведенных за границу, систему двойных валютных курсов (более низкий курс для сделок по капитальным счетам), полный запрет на перевод капитала за рубеж. По мнению некоторых экономистов, эти меры помогут уменьшить размер международных валютных резервов, дав властям время, необходимое для выполнения корректирующей политики.
Как показала практика, эта форма контроля неэффективна. Наличие или ужесточение государственного контроля над оттоком капитала увеличивает макроэкономическую нестабильность.
Вторая форма контроля над оттоком капитала — временный контроль. Страна в состоянии кризиса может снизить процентные ставки и проводить политику стимулирования роста. Временный контроль даст стране дополнительное время на реструктуризацию финансового сектора. После достижения стабильности национальной экономики контроль над оттоком капитала должен быть ликвидирован.
Государственный контроль над притоком капитала.
Такой контроль призван защитить рынки от международных спекуляций, разрешая им проводить независимую денежно-кредитную политику.
Контроль над притоком капитала — один из путей решения кризисной проблемы и защиты национальной экономики от нестабильности мировых финансовых рынков. Если спекулятивный капитал не вкладывается в данную экономику, то он и не уходит из нее.
Зарубежные капиталопотоки, главным образом, краткосрочные, могут создать проблемы для принимающей экономики вследствие своей нестабильности. При отсутствии жесткого финансового контроля над кредитованием и получением кредитов нерегулируемые капиталопотоки могут негативно повлиять на приток долгосрочных инвестиций.
Ослабление контроля над движением международных капиталов ведется с целью доведения до конца рыночных реформ. Это возможно только после создания реальной системы контроля над внутренним финансовым рынком. Иногда контроль над притоком капитала может быть усилен. Тем не менее долгосрочное решение, связанное с устойчивостью экономики в отношении потоков международных капиталов, важно для стран, проводящих политику стабилизации валютных курсов, установления системы банковского контроля.
Как считают некоторые зарубежные экономисты, развивающиеся рынки (emerging markets) должны вводить контроль над краткосрочными капиталопотоками, чтобы избежать финансовой нестабильности. Вместе с тем контроль над оттоком капитала и особенно количественные ограничения на отток оказались неэффективной мерой. Контроль использовался как постоянный инструмент государственной политики, содействовал росту коррупции и в большинстве случаев не стимулировал урегулирование кризисной ситуации. Временный контроль способен противостоять кризису.
ИНВЕСТИЦИИ