Правоохранительные органы Франции
Судебная власть
Судебная система Франции включает:
1) Кассационный суд, который состоит из:
- палаты по уголовным делам;
- палаты по гражданским делам.
Данный суд рассматривает кассационные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судебных органов.
2) Апелляционный суд, который состоит из:
- палаты по уголовным делам (обвинительная камера и суд ассизов — выездная сессия суда);
- палаты по гражданским делам.
Данный суд является судом апелляционной инстанции для трибуналов низшей и вышестоящей инстанции, а также судом первой инстанции по рассмотрению тяжких и особо тяжких уголовных преступлений.
3) Трибунал вышестоящей инстанции, который состоит из:
- отделения по уголовным делам;
- отделения по гражданским делам.
Данный суд является основным звеном судебной системы, в котором дела рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.
4) Специальные судебные органы (уголовные и гражданские), включающие:
- высший суд юстиции;
- суд государственной безопасности;
- военный суд;
- морской суд;
- коммерческий суд;
- третейский суд.
Во Франции существует Государственный совет (консультативный орган при правительстве Франции), который возглавляет систему административной юстиции страны. Административные споры рассматриваются в специально созданной секции (отделе), которая выступает в роли апелляционной и кассационной инстанции по отношению к нижестоящим органам административной юстиции.
Данная секция (отдел) Государственного совета рассматривает по первой инстанции дела, связанные с жалобами на нормативные правовые акты президента и правительства Франции, а также на решения отдельных министров.
Первой инстанцией административной юстиции Франции являются административные трибуналы, которые создаются на территории нескольких департаментов.
Второй инстанцией выступают административные трибуналы, создаваемые на территории судебно-административных округов.
Прокуратура
Прокуратура Франции организационно состоит при судебных органах и структурно включает:
- прокуроров республики при трибуналах вышестоящей инстанции;
- генеральных прокуроров при апелляционных судах;
- генеральных прокуроров при кассационных судах.
Органы прокуратуры Франции принадлежат к системе исполнительной власти, осуществляют уголовное преследование и поддерживают обвинение в суде. Кроме того, в их компетенцию входит осуществление надзора за расследованием преступлений. Общее руководство деятельностью органов прокуратуры Франции осуществляет министр юстиции, при этом в его компетенцию не входит непосредственное исполнение прокурорских функций.
Прокуратура Франции осуществляет также и административные функции, такие как контроль за актами гражданского состояния и вспомогательным персоналом юстиции.
Спецслужбы
Систему спецслужб Франции составляют:
1) Генеральная дирекция внешней безопасности, входящая в структуру Министерства обороны Франции, которая состоит из:
- Управление военной разведки (организация и обеспечение военной оперативной и оперативно-тактической разведки, координация разведывательной деятельности военных, атташе за рубежом);
- служба активных операций (разведывательная и диверсионно-разведывательная деятельность);
- группа радиоэлектронного контроля (радио- и электронный перехват).
2) Генеральная дирекция налогов, осуществляющая функции, аналогичные деятельности налоговых органов РФ. Однако, в отличие них, для выявления фактов уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов от налогообложения Франции Генеральная дирекция налогов может привлекать частные детективные службы.
3. Заключение – 5 мин.
Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. - М.: Высшее образование. - 2008.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.
3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.
Нормативно – правовая:
1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.
2. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ и изм. и доп. –ИПС «Гарант».
Дополнительная литература:
1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.
2. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.
3. Коротков А. П., Тимофеев А. В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий.- М.: Экзамен. - 2004.- 576 с.
4. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Под ред. В. М. Лебедева. – 2-е изд. – М.: Норма. – 2008.
5. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда в Российской Федерации/Боровиков В. Б., Демидов В. В., Галахова А. В. –М.: Норма. – 2008.
6. Права человека в уголовном судопроизводстве: Международные стандарты и российское законодательство /С. Е. Егоров. – М.: Норма. - 2008.
7. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.
8. Адвокат в уголовном процессе.Учебное пособие / Под ред. П.А.Лупинской.-М.- 1997.
9. Этин М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы.-М -1997.
Статьи:
1. Бажанов С. В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. - 2007.- № 1.-С.6–7.
2. Волчкова А. А. Следователи – полицейские России в 18 – первой половине 19 столетий // Российский следователь. – 2005. - № 4. – С. 60 – 62.
3. Гирько С. И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российский следователь. – 2005. - № 6. – С. 8 – 11.
4. Гончаров Д. Ю. Самостоятельность следователя: быть или не быть? //Журнал российского права. - 2002. - №9. – С. 104 -110.
5. Дармаева В. Д. Полномочия следователя в уголовном судопроизводстве // Следователь. – 2003. - № 6. – С. 15 – 17.
6. Загидулин Р. А. Какая военная милиция нужна армии и обществу? // Закон и право. - 2007. - № 2. – С. 16 – 18.
7. Зайцев О., Абдуллаев Ф. Процессуальное положение дознавателей по УПК РФ // Законность. - 2002. - № 12. – С. 16 – 18.
8. Кольчурин А. Уголовно-процессуальный статус дознавателя ОВД и роль дознания в борьбе с преступностью // Уголовное право. - 2006. - № 2. – С. 87 – 89.
9. Кругликов А. П. Следователь и дознаватель как субъекты обжалования в уголовном процессе России / А. П. Кругликов, И. С. Дикарев // Следователь. – 2004. -№ 5. – С. 12 – 14.
10. Крылов А.В. К вопросу о создании единого органа по расследованию преступлений // Российский следователь. – 2002. - № 9. – С. 26 – 30.
Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007года // Гражданин и право. - 2007. - № 11.