Платные услуги и предпринимательская деятельность
В законе «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность НКО заниматься предпринимательской деятельностью, служащей достижению целей, ради которой создана некоммерческая организация, при предпринимательской деятельностью признается: приносящее прибыль производство товаров и услуг, торговля покупными товарами и оборудованием, посредническая деятельность, отвечающих целям создания организации.
К разрешенной предпринимательской деятельности отнесено также (внереализационная деятельность):
· приобретение и реализация долей, паев, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав,
· участие в хозяйственных обществах, если доходы от них используются в порядке, не противоречащем требованиям данного закона.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» такая деятельность может осуществляться общественными объединениями как путем создания предприятий, так и непосредственно самими объединением. Данная норма не противоречит законодательным актам РФ. Следует, однако, иметь в виду, что и в случае создания предприятия, и в случае осуществления предпринимательской деятельности самим объединением целью указанной деятельности должно быть обеспечение выполнения уставных задач общественного объединения»
Одним из источников выживания многих организаций являются платные услуги. Его использование наблюдается практически во всех областях России. Оказание платных услуг имеет две основные формы — услуги, оказываемые клиентам, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами, в рамках реализации программы некоммерческой организации. И услуги коммерческого характера, которые непосредственно связаны с основной деятельностью (работа по договорам, арендная плата и т.д.). Распространение платных услуг клиентам мотивируется не только материальными обстоятельствами, но и в качестве средства, стимулирующего создание более благоприятного климата взаимной ответственности. Оказываемые таким путем услуги обычно имеют льготный или низкий тариф.
Еще один источник — продажа товаров собственного изготовления. Наличие такого источника отмечается в детских организациях, которые продают сделанных вручную поделки, игрушки и т.д. Однако большого распространения не имеют.
Некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность не только непосредственно, но и через учреждаемые ими предприятия. При осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности некоммерческие организации приравниваются к предприятиям, т.е. становятся субъектами предпринимательской деятельности и попадают под действие законодательства о предпринимательской деятельности. Например практически каждая организация инвалидов стремится учредить одно или несколько разнопрофильных предприятий, от ремонта обуви и мебели до Web-дизайна и маркетинговых исследований.
Однако стоит помнить, что предпринимательская деятельность общественных объединений должна носить дополнительный характер к основной уставной деятельности, в частности, способствовать созданию материальной базы общественных объединений.
Стоит заметить, что в последние годы с развитием современных высоких технологий появились новые фандрайзинговые инструменты — электронные перечисления с помощью web-maney, благотворительные телефонные линии, сборы через звонки на мобильные телефоны и благотворительные SMS-акции. Каждый день предприимчивые фандрайзеры изобретают все новые и новые инструменты с единственной целью — обеспечить ресурсами деятельность своей организации или помочь своей целевой группе.
О том, в какой степени эффективно работают эти инструменты в применении к различным источникам, мы будем говорить в дальнейшем, а чтобы разговор был предметным, рекомендуется выполнить задание 2 из Рабочей тетради.
Тема 3