Основные положения сравнительного подхода в соответствии с ФСО №7. Преимущества и недостатки сравнительного подхода.
Общие положения сравнительного подхода
Сравнительный подход – это совокупность методов оценки стоимости, основанных на сравнении объектов оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
Исходной предпосылкой применения сравнительного подхода к оценке недвижимости является наличие развитого рынка недвижимости.
Сравнительный подход базируется на трёх основных принципах оценки недвижимости:
1 принцип спроса и предложения;
2 принцип замещения;
3 принцип вклада.
Основополагающим является принцип замещения, который говорит, что при наличии на рынке нескольких схожих объектов, рациональный инвестор не заплатит больше той суммы, в которую обойдётся приобретение недвижимости аналогичной полезности.
Для получения более точного результата оценки требуется тщательный подбор аналогов. Основные требования к аналогу объекта оценки следующие:
1 Аналог похож на объект оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам;
2 Цена аналога объекта оценки известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях
Преимущества и недостатки сравнительного подхода
Основные условия применения сравнительного подхода:
1. Объект не должен быть уникальным;
2. Необходимо наличие сопоставимых аналогов;
3. Информация должна быть исчерпывающей, включающей условия совершения сделок;
4. Факторы, влияющие на стоимость сравниваемых аналогов, должны быть сопоставимыми.
Преимущества сравнительного подхода:
- Позволяет отразить мнение типичных продавцов и покупателей в итоговой оценке;
- Статистически обоснован;
- Позволяет вносить корректировки на отличия сравниваемых объектов;
- При наличии достаточного количества данных для анализа, прост в применении и даёт надёжные результаты.
Недостатки сравнительного подхода:
a)Точность результата оценки наиболее зависима от рыночных данных при расчётах на основе сравнительного подхода;
a) Для правильной оценки необходим большой объём информации и логический анализ скорректированных данных.
Проблемы сравнительного подхода:
1 различия продаж (по набору физических и экономических характеристик и по условиям);
2 сложность сбора информации о фактических ценах продаж;
3 проблемность сбора информации о специфических условиях сделки;
4 зависимость от активности рынка;
5 зависимость от стабильности рынка;
сложность согласования данных о существенно различающихся продажах.
Выбор единиц и элементов сравнения. Классификация и методы выполнения корректировок.
Выбор единиц и элементов сравнения
На различных сегментах рынка недвижимости используются различные единицы сравнения. Как правило, принимаются следующие единицы сравнения земли:
- цена земли за один гектар (как правило с/х земли);
- цена за сотку (массивы под жилищное строительство);
- цена за 1 м2.
Единицы застроенных участков:
- цена за 1 м2 площади;
- цена за 1 м2 чистой площади, подлежащей сдаче в аренду;
- цена за 1 м2 общей площади;
- цена за 1 м3.
Выбор элементов сравнения
Основные критерии выбора сопоставимых объектов (аналогов):
1) права собственности на недвижимость;
2) условия финансирования;
3) условия и время продаж;
4) местоположение;
5) физические характеристики.
В некоторых случаях добавляются следующие элементы сравнения:
1) экономические характеристики (текущие затраты на поддержание объекта в функционально-пригодном состоянии, качество управления, условия и сроки аренды);
2) способ использования;
3) компоненты стоимости, не связанные с недвижимостью.
Классификация и методы выполнения корректировок
Классификация вводимых поправок основана на разных способах расчёта и внесения корректировок на различия, имеющиеся между оцениваемым объектом и объектом аналогом.
Рисунок 15 – Классификация корректировок
Процентные поправки вносятся путём умножения цены продажи объекта аналога или его единицы сравнения на коэффициент, отражающий степень различия в характеристиках объекта-аналога и оцениваемого объекта. К процентным относятся: поправки на местоположение, износ, время продаж.
К денежным поправкам, вносимым к единице сравнения можно отнести поправки на качественные характеристики, а также поправки, рассчитанные статистическими методами.
К денежным поправкам, вносимым к цене проданного объекта аналога в целом, следует отнести поправки на наличие или отсутствие дополнительных улучшений (складских пристроек, автостоянок и т.д.).
Методы внесения поправок:
1 методы, основанные на анализе парных продаж;
2 экспертные методы расчёта и внесения поправок;
3 статистические методы.
Метод парных продаж. Под парной продажей подразумевают продажу двух объектов, в идеале являющихся точной копией друг друга за исключением одного параметра, например местоположения, наличием которого объясняется разница в цене этих объектов.
Экспертные методы. Основу составляет субъективное мнение эксперта-оценщика о том насколько оцениваемый объект хуже или лучше сопоставимого аналога.
Статистические методы. Пользуются при проведении анализа большого количества репрезентативных выборок из базы данных.