Результаты обучения в игровой форме
Опрос студентов, ответы на контрольные вопросы курса «Менеджмент» указывают на полученную ими подготовку в следующих направлениях:
Ø оценка управленческой ситуации как совокупности внутренних и внешних меняющихся условий;
Ø переход на единый язык делового общения с помощью бизнес-плана, используемого для разработки проекта;
Ø реализация общих целей путем самостоятельного формирования команды единомышленников, включающего выбор неформального лидера, распределение ролей, создание оргструктуры организации и системы отношений, отработку принятия управленческих решений;
Ø отработка навыков вариативного мышления, принятие оперативных решений в реальном масштабе времени;
Ø умение работать в конкурентной ситуации, требующей своего ноу-хау, защиты новшества, обнаружения слабых мест конкурента, публичной борьбы, поиска скрытой информации о нем;
Ø способность к цивилизованной борьбе с конкурентом, грамотная полемика с оппонентом;
Ø отбор необходимой информации, изучение законодательной базы, закономерностей управления объектом, технологии, организации, маркетинга и т.д.;
Ø подготовка развернутого бизнес-плана для реальных условий.
Практический выход деловой игры
Реальность и практическая ценность проекта, создаваемого в процессе игры, подтверждаются отзывами ректоров крупнейших вузов, полученными командами. Некоторые команды даже получили приглашение для создания факультета менеджмента в вузах, которым предназначался бизнес-план.
Проблемы дальнейшего развития
Накопленный опыт позволил сформулировать три группы проблем:
1) расширение работы со студентами требует:
ü разработки методологии обучения по решению проблем,
ü создания методики организации коллективной деятельности,
ü мотивации активной деятельности студента в обучении,
ü развития общего уровня личности студента,
ü углубления знаний в предметной области управления;
2) работа преподавателей требует:
ü психологической и технической подготовки,
ü комплексного освоения финансов и менеджмента,
ü освоения методологии деятельности по решению проблем,
ü мотивации активной деятельности,
ü формирования игровой команды по взаимозаменяемости, возрастному составу, способности к самосовершенствованию,
ü методического обеспечения игровой формы проведения занятий;
3) организационные вопросы освоения игровых форм обучения требуют:
ü поэтапной реконструкции учебного процесса,
ü селективного формирования студенческих групп,
ü создания методического центра активных методов обучения,
ü переподготовки преподавателей,
ü маркетинга товара «выпускник РЭА», повышения качества подготовки выпускников, определения потребностей в выпускниках РЭА,
ü финансирования подготовки выпускников РЭА.
Методические рекомендации к игре «Сократ»
Организационно-деловая игра «Сократ» проводится в рамках учебных программ по курсам «Менеджмент» и «Маркетинг» в РЭА им. Г.В. Плеханова (рецензенты методической разработки д-р психологических наук, профессор Ю.Д. Красовский и д-р экон. наук, профессор Л.В. Фаткин).
Целью деловой игры как метода активизации учебного процесса является глубокое освоение учебного материала в обстановке, приближенной к действительности.
Деловая игра должна:
Ø пробудить у студентов интерес к определенным разделам менеджмента (стратегическому планированию, бизнес-планированию, менеджменту персонала, информационному обеспечению) и маркетинга (изучению и сегментированию рынка, разработке рекламной кампании) с углубленным изучением данных дисциплин;
Ø отработать приемы и навыки публичных выступлений, дискуссий — отстаивания своих интересов в конкурентной ситуации;
Ø помочь приобрести навыки сбора и анализа реальной (в том числе маркетинговой) информации об управляемом объекте и внешней среде;
Ø научить навыкам руководства организацией и управления коллективом.
Устав игры разработан и утвержден советом преподавателей кафедр государственного управления и менеджмента и маркетинга.
Описание игровой ситуации
Акционерное общество (бывшее государственное предприятие) находится в состоянии глубокого спада, не вписавшись в новую экономическую ситуацию. Испытывая финансовые трудности, руководство решило учредить дочернюю консалтинговую фирму (КФ) по проблемам менеджмента и маркетинга, надеясь с ее помощью добиться возрождения предприятия.
Акционерное общество расположено в Москве, часть площадей (офисы) находится за Садовым кольцом. Акционерное общество имеет хорошую инфраструктуру и некоторое количество свободных площадей для размещения КФ, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления. Среди сотрудников достаточно профессиональных специалистов (в области производства) и обслуживающего персонала.
Акционерное общество не имеет ни опыта консалтинга в области менеджмента и маркетинга для рыночной экономики, ни высококвалифицированных консультантов по этим проблемам, ни репутации по оказанию консалтинговых услуг.
Акционерному обществу требуется дополнительное финансирование на ремонт помещений для проведения консультаций, оснащение вычислительной и оргтехникой консультантов, методическое и информационное обеспечение консалтинга, оплату высококвалифицированных консультантов, проведение рекламной кампании.
Директор акционерного общества обратился с просьбой к РЭА организовать команду для подготовки проекта учреждения КФ как отдельного юридического лица.
Команда сформирована капитаном из студентов своей группы на добровольной основе. Число членов команды — 14—17 человек.
Команда имеет право привлекать в качестве консультантов и экспертов преподавателей и студентов других факультетов, а также любых специалистов из России и из-за рубежа.
Команда должна разработать принципы создания КФ, провести маркетинговое исследование, представить перечень консалтинговых услуг, рассчитать размер необходимого кредита и защитить его на кредитном комитете банка. В рамках выполнения задания команда должна:
Ø исследовать потребности в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга;
Ø изучить рынок консалтинговых услуг;
Ø разработать стратегический план создания и функционирования КФ по проблемам менеджмента и маркетинга;
Ø разработать бизнес-план на получение кредита, рассчитать и обосновать его размер, предложить гарантии возврата кредита;
Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита на конкурентной основе с другими командами, обратившимися в тот же банк;
Ø разработать тактический план привлечения преподавателей РЭЛ и специалистов в качестве консультантов;
Ø организовать рекламную кампанию по привлечению потребителей консалтинговых услуг.
Требования к деятельности игровой команды следующие.
1. Команда действует в реальном информационном и правовом пространстве.
2. Новая КФ должна быть конкурентоспособной по сравнению с действующими консалтинговыми фирмами Москвы по уровню качества и стоимости консультирования, оплаты труда консультантов.
3. Один преподаватель может консультировать несколько команд в рамках семинарских занятий, обеспечивая общее методическое руководство. Он не имеет права предоставлять командам информацию по предметной области и обязан хранить в тайне все идеи и решения каждой команды. Преподаватели не входят в состав кредитной комиссии (кредитного комитета банка).
Технология организации игры
Игра включает шесть этапов:
1) формирование и обучение команд в рамках проведения семинарских занятий. Специальный тренинг капитанов команд;
2) исследование потребностей в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга;
3) изучение рынка консалтинговых услуг по проблемам менеджмента и маркетинга;
4) анализ разработанных бизнес-планов, допуск команд к состязательной части;
5) полуфинал — конкурс результатов маркетинговых исследований;
6) финал — конкурс бизнес-планов.
Формирование команды завершается к моменту подачи предварительной заявки на совет преподавателей до 30 сентября текущего года. Окончательная заявка на участие в игре подается вместе с бизнес-планом не позднее 14 календарных дней до даты полуфинальных состязаний. В исследовательских отчетах и бизнес-плане указывают авторов каждого раздела.
На основе анализа предварительных исследований и бизнес-планов совет преподавателей решает вопрос о допуске команды к игре. Разбивка команд на состязательные группы осуществляется путем жеребьевки среди капитанов.
Состязательную часть ведут преподаватели-консультанты, готовившие команды к игре. Они обеспечивают соблюдение регламента по сценарию, который получают за месяц долиты соревнования.
Спорные вопросы, возникающие на папе подготовки к состязательной части, разрешаются советом преподавателей. Решении этого совета окончательные и обжалованию не подлежат.
Судейские комиссии состоят из преподавателей РЭА и других вузов. Председателем судейской комиссии является один из преподавателей, читающих лекции по курсу «Маркетинг» в полуфинале) и по курсу «Менеджмент» (в финале).
Сценарий на темы маркетинговых исследований и бизнес-планов предусматривает отдельные соревновании по следующему регламенту:
Ø доклад представителя игровой команды (3 мин);
Ø вопросы команд-соперников (2 мин);
Ø конструктивная взаимная критика (5 мин).
Поведение команд в игре ориентировано на активную критику соперников и защиту своих позиций. Выступления должны быть аргументированными, конкретными и проходить под девизом: противник тоже имеет право на существование.
Оценка деятельности участников команды определяется отдельно по следующим критериям:
Ø глубина маркетингового исследования;
Ø качество и уровень проработки бизнес-плана;
Ø активность и этика поведения во время игры;
Ø слаженность команды;
Ø качество выступлений игроков (эмоциональность, аргументированность, информационная обоснованность);
Ø управление командой со стороны капитана;
Ø умение команды преподнести свои ноу-хау;
Ø умение вести полемику (вопросы, ответы, оппонирование).
Для определения победителей судьи распределяют команды по каждой теме сценария.
Команда-победительница определяется наименьшим суммарным количеством мест, выставленных судьями по всем темам сценария.
Деловой вклад каждого члена команды в общий результат оценивается капитаном самостоятельно либо на основе совета с другими членами команды. В любом случае вся полнота ответственности за принятое решение лежит на капитане.
Вклад оценивается по балльной системе от 0 до 20 по таким критериям:
Ø уровню сложности руководства (количество подчиненных);
Ø объему и качеству собранного информационного материала;
Ø глубине анализа и обобщения исходных данных;
Ø исполнительности участников (выполнение заданий руководства);
Ø степени положительного влияния капитана на сплоченность команды.
Оценка выставляется после завершения игры.
Поощрение победителей
Всем участникам команды победа в полуфинале (при условии активного участия на подготовительном этапе) засчитывается как сдача зачета по курсу «Маркетинг» с положительной оценкой.
Всем участникам команды, победившей в финале, при условии активного участия на подготовительном этапе победа засчитывается как сдача экзамена по курсу «Менеджмент». Также поощряются капитаны команд, допущенных до полуфинала.
Отдельные участники проигравшей команды, активно проявившие себя в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-плана и игре (по оценке капитана, преподавателей и судей), получают дифференцированные льготы при сдаче зачета по курсу «Маркетинг» и экзамена по курсу «Менеджмент».
Методическое обеспечение деловой игры
В бизнес-план рекомендуется включать следующие разделы:
1) выбор миссии фирмы. Составление дерева целей по трем уровням;
2) описание и анализ внешней среды по факторам: экономическим, конкурентным, социальным, политическим, рыночным, технологическим;
3) описание и анализ КФ (структура, квалификационные требования к консультантам);
4) ресурсы (материальные, человеческие, информационные);
5) технология проведения консультаций;
6) мотивация потребителей консалтинговых услуг;
7) мотивация консультантов при сотрудничестве с КФ;
8) выбор стратегии достижения главной цели;
9) условия предоставления кредита (размер, процентная ставка, срок и гарантии возврата);
10) список литературы;
11) список авторов с указанием написанных разделов.
После завершения игры преподаватели не отвечают за конфиденциальность имеющихся в бизнес-планах сведений.
Распределение ролей в игре предлагается производить с учетом ответственности:
Ø капитана — за создание и руководство командой;
Ø помощника капитана — за разработку дерева целей;
Ø стратегического отдела — за разработку стратегии воздействия на внешнюю среду по экономическим, конкурентным и социальным факторам;
Ø тактического отдела — за разработку тактики воздействия на внутреннюю среду по социальным и ресурсным факторам, обучению и мотивации;
Ø экономического отдела — за разработку технико- экономического обоснования получения кредита.
График проведения игры «Сократ» приведен в табл. 6.1.
Таблица 6. 1
График проведения игры «Сократ»
Наименование этапа | Начало | Окончание | Длительность, дни |
Подготовка к игре | 01.09 | 20.09 | |
Формирование и обучение команд в рамках семинарских занятий | 22.09 | 05.10 | |
Исследование рынка спроса и предложения консалтинговых услуг в области менеджмента | 06.10 | 01.11 | |
Разработка бизнес-плана | 03.11 | 22.11 | |
Оформление бизнес-плана | 24.11 | 29.11 | |
Рассмотрение результатов маркетинговых исследований и бизнес-планов, допуск команд к состязательной части | 01.12 | 08.12 | |
Полуфинал – конкурс маркетинговых исследований | 09.12 | 12.12 | |
Финал – конкурс бизнес-планов | 16.12 | 17.12 |
Описание ситуации
Два равноценных технических вуза решили открыть платные факультеты по подготовке менеджеров высокого профессионального уровня.
Они равноудалены от центра и имеют:
Ø достаточное количество учебных аудиторий, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления;
Ø старые общежития, расположенные рядом с вузом;
Ø хорошую репутацию по подготовке инженерно-технических кадров;
Ø хорошую инфраструктуру и обслуживающий персонал;
Ø опыт подготовки менеджеров для рыночной экономики;
Ø высококвалифицированные кадры преподавателей.
Оба вуза не имеют никакой репутации по подготовке менеджеров.
Вузам требуется финансирование на следующие цели:
Ø ремонт учебных помещений;
Ø ремонт и переоборудование общежития под гостиницу;
Ø техническое оснащение оргтехникой учебных аудиторий;
Ø оплату высококвалифицированных преподавателей.
Методические рекомендации к игре «Кредит»
Студенты разбиваются на следующие группы:
1)банк — распорядитель кредита — 3 чел., в том числе преподаватель;
2) администрации МЭИ/МАИ в составе: ректор, главный экономист, менеджер по кадрам;
3) преподаватели менеджмента — 6 чел.; :
4) потенциальные слушатели.
Цели и задачи игровых групп
Вузы должны:
Ø разработать стратегический план создания и функционирования факультетов менеджеров;
Ø разработать технико-экономическое обоснование для получения кредита;
Ø рассчитать и обосновать размер кредита;
Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита, предложить гарантии его возврата;
Ø разработать тактический план привлечения преподавателей к работе;
Ø разработать схему информационного обеспечения факультета;
Ø разработать тактический план привлечения потенциальных слушателей для учебы на открывающемся факультете.
Банк должен:
Ø провести экспертизу стратегических планов;
Ø решить вопрос о выделении кредитов соискателям;
Ø оценить результат деятельности вузов на последующих этапах игры.
Преподаватели должны:
Ø оценить тактический план по привлечению преподавателей;
Ø отдать предпочтение одному из вузов.
Потенциальные слушатели должны:
Ø оценить стратегический план вуза;
Ø оценить схему информационного обеспечения факультета;
Ø отдать предпочтение одному из вузов.
В процессе подготовки к игре группы могут привлекать любых специалистов в качестве консультантов, в том числе студентов.
Оценка деятельности конкурирующих групп производится по сумме оценок на основе следующих критериев:
Ø размер полученного кредита (за 100% принимается сумма кредита);
Ø доля поступивших слушателей (за 100% принимается число потенциальных слушателей).
Игра проводится в четыре этапа:
1) разработка стратегического плана организации;
2) разработка тактического плана привлечения преподавателей;
3) разработка схемы информационного обеспечения факультета;
4) оценка эффективности деятельности менеджеров.