Ответственность за нарушения финансового законодательства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………….………..………...………………….3
1. Ответственность за нарушения финансового законодательства …………...4
2. Роль и значение финансово-правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины…………………………………….………………….12
3. Основные направления совершенствования законодательства о финансово-правовой ответственности………………………..…..…………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Финансово-правовая ответственность - это применение в установленном законом порядке к нарушителям финансово-правовых норм особых мер государственного принуждения - финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имущественного характера.
Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности.
Несоблюдение установленного порядка осуществления финансовой деятельности нарушает интересы всего общества, т.е. приобретает публично-правовой характер.
Цельюработы является теоретическое раскрытие финансово – правовой ответственности.
Данная цель достигается решением следующих задач:
- анализ особенностей финансовых санкций и мер финансово-правовой ответственности как необходимых разновидностей проявления государственного принуждения в сфере финансовой деятельности;
- анализ основных этапов развития российского законодательства в области обеспечения защиты финансового правопорядка;
- проанализировать роль и значение финансово-правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины.
Ответственность за нарушения финансового законодательства
Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении[1].
Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно-стоимостным и публичным характером.
Финансовая ответственность по своей природе является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов.
Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.
Финансовая ответственность, существуя изначально, с момента возникновения соответствующей финансовой обязанности, в тоже время может реализовываться только в ретроспективном порядке после того, как данная обязанность не будет исполнена или будет исполнена ненадлежащим образом. Реализация финансовой ответственности происходит в рамках особого охранительного правоотношения, которое возникает, осуществляется и прекращается в строго установленном финансовым законодательством порядке.
Основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере. Учитывая названные особенности, финансовое правонарушение следует определить как виновное, противоправное деяние, причиняющее вред публичным финансам, за совершение которого законодателем установлена финансовая ответственность.
В настоящее время финансовая ответственность устанавливается в следующих законодательных актах: часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ и др.
Вина как условие реализации финансовой ответственности выражается в негативном плане, т.е. ее отсутствие является основанием освобождения от финансовой ответственности. При этом применительно к финансовой ответственности субъект публичных финансов признается виновным в совершении финансового правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для исполнения возложенных на него финансовых обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для этого. При привлечении к финансовой ответственности форма вины юридического значения не имеет.
Реализация финансовой ответственности состоит в применении к виновному лицу финансовых санкций. Характеризуя их как меру финансовой ответственности, необходимо выделить следующие отличительные черты финансовых санкций:
- финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
- финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
- основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
- финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
- в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
- денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
- финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя.
Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.
В основе механизма применения мер финансово-правового принуждения лежит бесспорность списания денежных средств с банковских и иных счетов лица, нарушившего финансовое законодательство.
Бесспорное списание денежных средств со счетов лиц, нарушивших финансовое законодательство, осуществляется на основе постановления судебного, финансового или налогового органа. Такое постановление принимается на основе акта финансовой проверки, в ходе которой было выявлено нарушение финансового законодательства, составленного в установленной форме, либо на основании заключения уполномоченного должностного лица. При списании денежных средств в бесспорном порядке с банковского счета непосредственным основанием для совершения данной банковской операции служит инкассовое поручение.
Списание денежных средств со счета лица, нарушившего финансовое законодательство, производится кредитной организацией, в которой открыт такой счет, либо Федеральным казначейством в первоочередном порядке. При недостаточности средств на таком счете постановление о бесспорном списании денежных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ[2], при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Постановление о бесспорном списании денежных средств со счета правонарушителя принимается в сроки, установленные действующим законодательством.
Финансовое законодательство должно устанавливать гарантии для лиц, в отношении которых применяется процедура бесспорного списания денежных средств с их счетов. Такие гарантии могут носить имущественный характер, например, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.п., или организационный характер, например, средства, направленные на приостановление исполнения постановления о бесспорном списании, возврат неосновательно списанных денежных средств и т.п. Целесообразно, чтобы такие гарантии в наименьшей степени зависели от судейского усмотрения.
Налоговые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, во многом схожи с мерами административного наказания, поскольку также как и они носят карательный (штрафной) характер. Однако они имеют ряд особенностей, связанных с процедурой их применения, которые не позволяют полностью их отождествить мерами административного наказания, предусмотренными КоАП РФ, тем более, что сам КоАП РФ дает исчерпывающий перечень мер административного наказания, среди которых нет налоговых санкций, при этом КоАП РФ предполагает, что административные санкции могут устанавливаться только самим КоАП РФ[3] и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Мерами финансовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах являются пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ[4].
Указанную статью целесообразно дополнить п. 7 следующего содержания: «7. Сумма пеней не может превышать размер недоимки по налогу или сбору».
Формирование российского финансового права в качестве самостоятельной отрасли современной правовой системы предполагает наличие специальных, характерных только для данной отрасли права мер принуждения, в том числе мер ответственности. Это особенно проявилось с развитием налогового и бюджетного законодательства, организацией государственного принуждения в сфере фискальных правонарушений.
Финансово-правовая ответственность включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как правовую. Этот вид ответственности проявляется в наложении взысканий имущественного характера, не имевших места ранее до совершения финансового правонарушения. Финансово-правовая ответственность основана на общих принципах юридической ответственности (законности, ответственности только за вину, справедливости, индивидуализации, неотвратимости наказания и др.).
За нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью за финансовое правонарушение применяются и иные виды юридической ответственности. При разграничении финансово-правовой и административно-правовой ответственности, меры которых представляют собой определенные виды денежных взысканий, необходимо учитывать субъектный состав соответствующих видов правонарушений и порядок применения мер ответственности. Применение за финансовое правонарушение иных видов ответственности, наряду с финансово-правовой, есть нарушение важнейшего принципа однократности ответственности: за одно нарушение – одно наказание.
Финансово-правовая ответственность - одна из действенных мер охраны финансовых отношений, существующая самостоятельно наряду с иными мерами защиты субъективных прав и мерами превентивного характера, обеспечивающими эффективность механизма финансово-правового регулирования. Финансово-правовая ответственность в общей системе государственного принуждения представляет собой один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях.
Роль финансово-правовой ответственности в сфере укрепления финансовой дисциплины находит свое проявление в качестве ее юридических функций. Принципиальное назначение финансовой ответственности заключается в том, что ее реализация в виде финансовых санкций имеет не только мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм, но и восстановительный характер. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.
Меры финансово-правовой ответственности реализуются в виде применения к нарушителю предусмотренных законом финансово-правовых санкций. Финансово-правовые санкции являются частью системы правовых санкций. Они налагаются в случае нарушения предписаний финансово-правовых норм и должны быть установлены только на федеральном уровне. Кроме того, финансовые санкции могут выступать не только в виде мер финансово-правовой ответственности, но и в виде обеспечительных мер, направленных на компенсацию потерь финансовых фондов.
В сфере финансовой деятельности различаются три вида правонарушений:
уголовные преступления, административные проступки и финансово-правовые нарушения, урегулированные нормами отрасли финансового права. Основанием для применения финансово-правовых санкций как мер финансово-правовой ответственности является нарушение требований финансово-правовых норм, представляющее собой специфическое финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение связано с формированием, распределением и расходованием бюджетов, внебюджетных и децентрализованных фондов и, значит, является нарушением требований именно финансового законодательства. Это позволяет выделить дополнительно ряд его особенностей и отграничить его от других видов правонарушений, особенно от административных проступков. Сложность видится в специфике финансовой деятельности как особого вида управленческой деятельности, построенной на отношениях власти-подчинения. Отличительными признаками финансового правонарушения является его особый субъектно-объектный состав, и специфичный порядок применения мер ответственности за него.
На основе анализа финансового законодательства и общего понятия финансово-правовой ответственности выделены виды финансовой ответственности, применяемые за различные финансовые правонарушения. К видам финансовой ответственности отнесены финансово-правовые санкции за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского законодательства, за совершение налоговых правонарушений, а также за нарушение порядка ведения кассовых операций.