Факторы, определяющие качество управленческого решения
(48) Выбор упр. реш-я неоднозначен и во многом зависит от влияния разл. факторов на этот пр-сс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие факторы, которые влияют на пр-сс принятия упр. реш-й и их эфф-ть.
Личностные оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в пр-ссе принятия реш-я. Основа формир-я всех упр. реш-й — система ценностей ЛПР (лица, прин. реш). Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор реш-я.
Среда принятия реш-я, которая может характеризоваться условиями:
- определенности. В условиях определенности принимается относительно немного орг.-управл. реш-й. Однако они имеют место. Ситуации с высоким уровнем определенности наз-ют детерминистскими;
- риска. К реш-ям, принимаемым в усл. риска, относятся такие, результаты которых не определенны, но вероят-ть каждого рез-та может быть рассчитана. Вероят-ть опред-ся как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Наиболее желательный способ определения вероятности — объективность. Вероят-ть объективна, когда ее можно определить мат. методами или путем стат. анализа накопленного опыта.
- неопределенности. Условия неопределенности, в которых принимаются упр. реш-я, характ-ся тем, что не представляется возможным точно оценить вероят-ть потенциальных рез-тов. Как правило, такая ситуация складывается при воздействии и необходимости учета большого числа различных сложных и неисследованных факторов, о которых невозможно получить достаточно релевантной инф-ции.
Культурные различия как фактор принятия реш-й отражают культурные (нац.) особенности системы упр-ния. Например, в стране может использоваться мягкий или более жесткий подход к выработке и реализации упр. реш-й, применяться подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма (США) или, наоборот, в сторону нац. коллективизма (Япония).
Информационные ограничения. Для принятия реш-я необходимо располагать достаточным, оптим. или полным объемом инф-ции. Сбор и обработка инф-ции связаны с затратами труда, времени и денежных ср-в независимо от того, как и где эта инф-ция собирается. Поэтому необходимо с самого начала изначально оценить затраты на получение инф-ции и выгоду от принятого реш-я.
По определению Норберта Винера, инф-ция — это данные, снижающие неопределенность в знаниях об объекте упр-ния, среде. Вся располагаемая инф-ция по характеру отражения св-в объекта может быть отнесена к след. трем видам:
1.подсознательная инф-ция — формируется на основе опыта предыдущих поколений, собственного опыта и знаний, полученных в процессе обучения, и т.п.
2.предметная инф-ция — форм-ся путем описания пр-сса или состояния объекта. Предметное описание объекта прогноз-я позволяет получить результат прогноза с использованием формальных методов мат. логики и логики предложений. Рез-т прогноз-я может иметь только качеств. характер;
3.формальные стат. данные — получают на этапе анализа объекта в пр-ссе разработки упр. решения. Они позволяют разрабатывать и проверять стат. гипотезы об адекватности прогнозных моделей, которые исп-ют для получения прогнозов. Результатом прогнозирования-планирования на основе этих данных становятся колич. оценки.
Временные ограничения. Известно, что с течением времени ситуация может измениться, иногда кардинально, и тогда выбранные критерии принятия реш-я становятся неактуальными. Поэтому реш-я следует принимать и исполнять, пока инф-ция и допущения, на которых основаны реш-я, не устарели и отражают действительное положение вещей, что достаточно трудно реализовать на практике, поскольку время между принятием реш-я и началом действия велико.
Поведенческие ограничения. В силу особенностей психологии личности и характера руководители по-разному оценивают значимость проблемы, ограничения и альтернативные варианты. Такая разница в оценках нередко порождает конфликты и несогласия в ходе разработки и принятия упр. реш-й, а также может оказать решающее влияние на выбор варианта решения. Чувство симпатии или антипатии руководителя к работнику может коренным образом повлиять на принятие реш-я, например, об увольнении сотрудника.
Взаимосвязь реш-й. Выигрыш от принятия упр. реш-я в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, реш-е руководителя об автоматизации произ-ва, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а след-но, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те реш-я, которые дают больший выигрыш. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют реш-я в системе упр-ния, становится все более важной по мере продвижения на более высокие уровни власти.
Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого реш-я зависит оттого, какова степень охвата различных сфер деят-ти фирмы при реализации решения. Чем сложнее реш-е, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, орг.-эк., маркетинговая, фин. и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация реш-й.
Перспективность действия реш-я. Поскольку любой вариант реш-я наряду с позитивными не исключает и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.
Фактор фин. вложений и анализа фин. вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные фин. вложения, средства. Они могут быть собственными и (или) заемными.
Эк. целесообразность принятия реш-я. Данный фактор связан с оценкой затрат и эк. эффекта, эк. выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.
Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (фин., эк. и т.д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.
Оперативный учет производства. Основные понятия и задачи.
(78) Оперативный учет- установление наличия чего-нибудь, его измерение и регистрация с колич. и кач. стороны. Почему возникло так много определений видов учета: первичный, бух., оперативный, фин., налоговый, управленческий?..Ведь, так или иначе, все это сбор и фиксирование инф-ции.
Вид учета зависит от того, какая инф-ция собирается и, что еще важнее, для чего она собирается. Именно цель сбора, измерения и регистрации инф-ции и определяет вид учета. Из этой посылки можно также сделать вывод, что учет вторичен - первична цель учета. Целью учета явл-ся обеспечение инф-цией конкретных «потребителей». А теперь, учитывая сказанное ранее, давайте дадим определение оперативному и управленческому учету.
Оперативный учет - учет, предназначенный для предоставления инф-ции с целью ведения текущей деят-ти компании исполнительными службами.
Управленческий учет - учет, предназначенный для обеспечения менеджеров управленческой инф-цией, с целью полноценного, основанного на достоверной инф-ции упр-ния компанией.
Оперативный учет - оперативное получение инф-ции, которая необходима для текущего упр-ния предпр-ем, а также для контроля за хоз. жизнью на отдельных участках произв. и фин. деят-ти.
Все виды учета, применяемые в орг-ции между собой тесно взаимосвязаны. Оперативный, стат., налоговый и бух. учет представляют собой единую учетную систему орг-ции. Каждый вид учета применяет особые методы отражения хоз. деят-ти и ее контроля, исследует определенные стороны экономики орг-ции, при этом они дополняют друг друга.
Решение стоящих перед современным учетом задач обеспечивают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский (рис. 1.2). Каждый из них выполняет свои задачи и имеет свою сферу применения, но они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Опер. учет испол-ся для повседневного, текущего руководства и упр-ния предпр-ем и дает инф-цию об отдельных фактах хоз. деят-ти. К опер. учету относятся, напр., учет раб. времени, отгрузки прод-ции и т.п. Такие данные могут быть получены из первичных док-тов, графиков, по телефону, телефаксу или в устной беседе. Опер.учет не постоянен во времени, т.к. надобность в нем возникает по мере необх-ти.
Опер. учет предст. собой систему текущего наблюдения и контроля за отдельными хоз. операциями в ходе их непосредственного осущ-ния. Особенностью его явл-ся то, что он быстро дает сведения об отдельных хоз. фактах. Он тесно связан с проверкой выполнения опер. плановых заданий и обеспечивает получение необходимых данных для опер. рук-ва сразу вслед за совершением хоз. операций. Опер. учет осущ-ся в цехах, бригадах, на рабочих участках, а также различными службами, отделами предпр-я (плановым, фин., сбыта, кадров и др.). Опер. учетом охватываются такие участки, как контроль выполнения договоров поставщиками и покупателями, пооперационный учет движения деталей в произ-ве, выполнение норм выработки рабочими и др.
Данные оперативного учета не всегда оформляются документально. Иногда необходимые сведения сообщаются по телефону или телеграфу и явл-ся приближенными, например сведения о выполнении месячной произв. программы, плана реализации продукции, плана розничного товарооборота и т.д. В опер. учете широко используются различные приборы и измерительные устройства; счетчики, спидометры и др. Большинство данных опер.о учета берется из общих для всех видов учета первичных и сводных документов, но обрабатываются они в более сжатые сроки.
Некоторые данные опер. учета используются не только непосредственно на предпр-ях, но и в их вышестоящих орг-циях и могут обобщаться в масштабе отраслей народного хоз-ва в виде отдельной оперативной отчетности. Из этой отчетности получают, например, сведения об объеме выпуска и качестве продукции, степени обеспеченности сырьем, ходе уборки урожая и др.
В зависимости от особенностей отражаемых и контролируемых объектов и явлений в оперативном учете могут использоваться каждый в отдельности или в сочетании все три вида измерителей.
Данные опер. учета должны быть просты и доступны для понимания каждого опер. работника цеха, участка, службы. Эфф-ть этого вида учета значительно повышается благодаря использованию его данных как источника опер. эк. анализа.
Опер. учет явл-ся продолжением эволюции бух. учета в компании. Когда бух. учет перестал удовлетворять потребности исполнительных служб в актуальной и достоверной инф-ции, возникла необходимость ведения другого учета.
Именно удовл-е потребности исполнительных служб стало целью опер. учета. Первоначально опер. учет удовлетворял потребности произв. служб, и являлся синонимом понятия «производственный учет». Далее специфические запросы к учетным системам стали выдвигать и другие службы: отделы снабжения, отделы продаж, отдел логистики... Например, отделу продаж необходимо видеть ежедневные отчеты по отгрузкам, изменению дебиторской задолж-ти. При этом порой недостаточно видеть только покупателя и сумму отгруженной продукции - появляется желание видеть, какая именно продукция продается, к какой категории, и к какому брэнду она относится, в каком регионе находится покупатель, к какой категории покупателей он относится и т.д. Все эти задачивыпол-ся опер. учетом.
Ключевыми критериями опер. учета стали опер-ть и детализация инф-ции для уровня исполнительных служб.
Еще одним важным отличием опер. учета явл-ся его фокусировка на настоящее. Ключевая цель - дать инф-цию о текущей ситуации в компании.
БИЛЕТ № 19