Федеральный закон от 21.11.96 г.
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями.
План счетов бухгалтерского учета
Учет расчетов по налогу на прибыль» - ПБУ18/02.
Аудит расчетов с бюджетом по сути - это экспертиза налоговых обязательств экономического субъекта.
Аудит расчетов с бюджетом включает аудит учетной политики в целях налогообложения и аудит методики постановки налогового учета. Кроме того, в рамках налогового аудита осуществляется проверка:
- правильности определения объекта налогообложения;
- правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
- правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
- правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
- правильности исчисления налога;
- своевременности уплаты налога;
Правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
- налоговые декларации;
Данные бухгалтерской отчетности.
Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность:
- исчисления налогооблагаемой базы;
- применения ставок налогов и платежей;
- расчетов сумм налогов;
- применения льгот при расчете и уплате налогов;
- полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
- составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
- составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
Ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.
Типичные ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:
1. Не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.
2. Отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.
3. Не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.
4. Отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.
5. Отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.
6. Ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.
7. Не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
8. Не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.
9. Использование налоговых льгот безосновательно.
Билет № 32
1. ФПСАД №6. Аудиторское заключение
Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.
Аудитор может отказаться выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с мнением аудитора это обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:
§ имеется ограничение объема работы аудитора;
§ имеется разногласие с руководством относительно:
§ допустимости выбранной учетной политики;
§ метода ее применения;
§ адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтер-ской) отчетности.
Подобные обстоятельства могут привести к модификации аудиторского заключения.
2. Перечень основной нормативной документации регулирующей учет кредитов и займов:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»
3. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000г.№60н
4. ПБУ 9/99 «Доходы организации»
5. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
6. ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»
7. План счетов бухгалтерского учета
8. Налоговый кодекс РФ.
9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006)"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
11. ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.08.2001 N 60н (ред. от 18.09.2006)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ЗАЙМОВ И КРЕДИТОВ И ЗАТРАТ ПО ИХ БСЛУЖИВАНИЮ" (ПБУ 15/01)"
При проверке аудитор выясняет, имеются ли в наличии кредитные договоры, отвечают ли они нормам ГК РФ.
Аудитор уточняет, используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет, как погашалась задолженность по кредитам (в виде денежных средств, путем передачи векселя, взаимозачетом). Полноту и своевременность погашения кредитов аудитор проверяет по выпискам банка.
Анализируя дебетовые обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и другими, аудитор проверяет своевременность погашения полученных кредитов.
Аудитор проверяет правильность применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический и аналитический учет по этим счетам, соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета, Главной книге, соответствуют ли остатки в этих регистрах остаткам на соответствующих счетах в балансе организации.
Методика проведения аудита операций по займам в основном не отличается от проверок операций по кредитам. Аудитор должен убедиться в правильности составления и заключения договора займа. По сравнению с кредитным договором он имеет упрощенное оформление, так как ст. 808 ГК РФ определены два случая, когда договор займа должен быть заключен в простой письменной форме:
· если в качестве заимодавца и заемщика выступают физические лица и сумма договора не менее чем в 10 раз превышает установленный законом МРОТ;
· если заимодавцем является юридическое лицо независимо от суммы.
Аудитору необходимо проверить законность и обоснованность полученных займов.
Подводя итоги, аудитор делает выводы о способности организации продолжать свою деятельность в будущем, т.е. определяет, как в организации соблюдается принцип действующего предприятия, по этому разделу проверки могут быть:
· наличие кредитов и займов, превышающих договорные пределы;
· непогашение кредитов и займов;
· неуплата процентов;
· соотношение основного и заемного капитала.
Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:
· Учетная политика предприятия.
· Первичные документы по разделу (участку) учета:
· Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.
· Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.
· Бухгалтерская отчетность.
Перечень типичных нарушений по учету кредитов и займов:
- нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения (Отсутствие кредитного договора, Отсутствие выписок банка по ссудному счету и т.д.).
- нарушений связан с включением в себестоимость продукции (работ, услуг) процентов по кредитам, которые не могут быть в нее включены.
-нарушений связан с нарушением принципов оценки имущества.
- нарушений связан с некорректным применением льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений, произведенных за счет кредитов
- нарушений связан с нарушением принципов формирования финансовых результатов для целей налогообложения
-нарушений связан с нарушением принципов формирования финансовых результатов
- Несоответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам;
- Несоответствие данных бухгалтерской отчетности данным регистров бухгалтерского учета;
- Отсутствие соответствующего разрешения Банка России при сроке возврата валютного кредита свыше 180 дней;
- Неправомерное отнесение на себестоимость в целях налогообложения процентов по просроченным кредитам;
- Неправомерное отнесение на себестоимость в целях налогообложения процентов по займам;
- Бухгалтерский учет передачи заемщику вещей по договору займа производится, минуя счет реализации.
Проводки:
При первом способепроценты за пользование банковским кредитом отражаются в учете предприятия по мере оплаты и отражаются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 (26, 99)
Кредит счета 51 (52) - на сумму начисленных и уплаченных процентов.
Второй способзаключается в том, что проценты за пользование банковским кредитом начисляются. В бухгалтерском учете при этом делают запись:
Дебет счета 20 (26,99)/Кредит счета 66 (67) - на сумму начисленных процентов;
Дебет счета 66 (67)/Кредит счета 51 (52) - на сумму уплаченных процентов.