Перечень теоретических вопросов
Содержание контрольной работы
Контрольное задание состоит из двух частей:
1) краткое письменное освещение теории двух вопросов, представленных в табл. 1;
2) выполнение заданий на примере конкретных ситуаций.
Для раскрытия содержания теоретического вопроса можно воспользоваться основной и дополнительной литературой, рекомендуемой кафедрой, а также материалами периодической печати.
Вторая часть контрольной работы включает решение практических заданий, которые основаны на ситуациях, сложившихся в организации. Указанная часть контрольной работы выполняется по вариантам. Вариант контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой зачетной книжки студента (графа 3 табл. 1).
Таблица 1
Перечень теоретических вопросов
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Содержание вопроса | Варианты практических ситуаций |
1. Система финансового контроля в РФ, сущность и краткое содержание. 2. Аудит операций по формированию уставного капитала, операций по изменению уставного капитала (определение правомерности таких изменений, расчет величины чистых активов). Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 1 | |
1. Виды сопутствующих аудиту услуг, их характеристика. 2. Аудит учредительных документов, расчетов с учредителями. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 2 | |
1. Кодекс этики аудиторов РФ, содержание и основные положения. 2. Проверка соответствия применяемой в организации учетной политики требованиям нормативных документов, наличия, правильности формирования и соблюдения учетной политики в организации. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке | Вариант 3 | |
1. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в РФ. Основные нормативно-правовые документы. 2. Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 4 | |
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», сущность и содержание. 2. Аудит расчетов с внебюджетными фондами и с бюджетом по начисленным взносам на социальное страхование и пенсионное обеспечение. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 5 | |
1. Аттестация аудиторов: основные требования и направления аттестации, порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора. 2. Проверка правильности и законности начислений по заработной плате, произведенных из заработной платы удержаний. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 6 | |
1. Членство в СРО аудиторов: основные требования, предъявляемые к юридическим и физическим лицам, особенности членства конкретных СРО. 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами, с работниками по прочим операциям. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 7 | |
1. Ответственность и независимость аудиторов и аудиторских организаций. 2. Методика проверки поступления и обеспечения сохранности производственных запасов. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 8 | |
1. СРО: их роль в регулировании аудиторской деятельности. 2. Аудиторская проверка учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг). Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 9 | |
1. Международные стандарты аудиторской деятельности: сущность, содержание, роль в развитии аудиторской деятельности в РФ. 2. Аудит учета капитала, фондов и резервов. Источники информации и основные нормативные документы, используемые аудитором при проверке. | Вариант 10 |
Варианты практических ситуаций
Вариант 1
При проверке учетной политики установлено, что она утверждена приказом руководителя организации от 10.02.20(ХХ) г.
В учетную политику включены следующие элементы.
Форма ведения учета таблично-автоматизированная с использованием журналов-ордеров.
Выручка для целей налогообложения определяется «по отгрузке». Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли учитываются методом начисления.
Расходы по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» в конце месяца закрываются на счет 90 «Продажи» и списываются традиционным способом.
Амортизация основных средств начисляется в соответствии с установленными нормами в течение нормативного срока службы объектов основных средств.
Списание затрат на капитальный ремонт основных средств производится за счет образования резерва предстоящих расходов и платежей. В случае отсутствия средств резерва расходы на ремонт списываются на счет 97 «Расходы будущих периодов».
В целях обеспечения достоверности бухгалтерского учета периодически проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств.
Осуществите аудит учетной политики организации. Проверьте обоснованность и законность формирования элементов учетной политики. Разработайте предложения по совершенствованию элементов учетной политики.
Вариант 2
При проверке операций с основными средствами и нематериальными активами установлено.
В отчетном году выбыл объект основных средств, первоначальная стоимость его — 400 000 руб., сумма начисленной амортизации 200 000 руб.
В бухгалтерском учете выбытие объекта основного средства отражено записью:
Дебет 91-2 Кредит 01 — 200000 руб. — отражено списание остаточной стоимости объекта основных средств.
Организация получила в качестве вклада в уставный капитал исключительное право на программное обеспечение по согласованной с учредителем стоимости 40 000 руб.
Организация понесла определенные расходы по наладке программного обеспечения:
стоимость материалов — 2000 руб., заработная плата работников, занятых наладкой, — 2000 руб., единый социальный налог — 520 руб.
В бухгалтерском учете была сделана запись:
Дебет 04 Кредит 75 — 40 000 руб. — отражено поступление нематериального актива в качестве вклада в уставный капитал.
При проверке операций по аренде было установлено, что доходы от аренды бухгалтер начисляет и отражает в учете записью:
Дебет 76 Кредит 91 — 20000 руб. — отражено начисление суммы арендной платы, причитающейся к поступлению.
Однако при проверке уставных документов аудитор выявил, что других видов деятельности организация не осуществляет, а сдача в аренду является основным видом деятельности организации.
Осуществите проверку операций с внеоборотными активами.
Вариант 3
При проверке расчетов с персоналом по оплате труда установлено, что работнику предоставлен очередной отпуск на 28 календарных дней и дополнительный отпуск на 7 дней.
Ежемесячная сумма заработка за 12 месяцев, предшествующих отпуску, составила 5000 руб.
Сумма отпускных за основной отпуск составила 5500 руб., за дополнительный отпуск —1000 руб.
Кроме того, в течение отчетного года работнику было начислено и выплачено:
• пособие по временной нетрудоспособности — за первые
2 дня — 800 руб., за последующие дни — 1500 руб.;
• материальная помощь — 2000 руб.;
• компенсация за использование автомобиля в производственных целях — 1000 руб.
В бухгалтерском учете на сумму выплат работнику организации составлена запись:
Дебет 44 Кредит 70 — 11 800 руб.
Осуществить проверку начислений работникам организации. Каковы последствия операций с точки зрения налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль?
Вариант 4
Аудиту представлены выписки банка с расчетного счета, отражающие расчетные операции с поставщиками, покупателями, бюджетом и внебюджетными фондами. На основании выписок банка с расчетного счета в бухгалтерском учете произведены следующие записи (таблица).
Таблица. Отражение расчетных операций в бухгалтерском учете организации
Наименование документа, прилагаемого к выписке банка | Дата, № документа | Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспондирующий счет | |
Платежное поручение | 01.09 273 | Уплачен налог на доходы физических лиц с работников организации | |||
Платежное поручение | 04.09 274 | Уплачено 000 «Интерфейс» за оформление рекламы | |||
Квитанция к приходному кассовому ордеру | 05.09 375 | Получены наличные денежные средства на хозяйственные нужды | |||
Платежное требование | 05.09 187 | Уплачены платежи за обналичивание денежных средств | |||
Ордер на взнос наличными | 06.09 15 | Поступили наличные денежные средства на расчетный счет | |||
Платежное поручение | 11.09 | Уплачено МТ «Полис» за услуги по установке телефона | |||
Платежное поручение | 14.09 | Уплачено издательству за подписку журнала | |||
Платежное поручение | 14.09 | Поступило от 000 «Проминвест» за продукцию | |||
Платежное поручение | 15.09 308, 309, 310,311, 312,313 | Фонд социального страхования Страховая часть пенсионных взносов Накопительная часть пенсионных взносов Территориальный фонд медицинского страхования Федеральный фонд медицинского страхования | |||
Провести проверку расчетных операций организации и разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета.
Вариант 5
Выявите ошибки в бухгалтерском учете операций по изменению уставного капитала ЗАО «Альфа». Хозяйственные операции отражены в таблице. Рекомендуемые аудитором бухгалтерские записи занесите в колонки «По данным аудитора» этой таблицы. Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Таблица. Хозяйственные операции по изменению уставного капитала ЗАО «Альфа»
№ | Содержание хозяйственной операции | По данным аудируемого лица | Поданным аудитора | ||||
сумма | дебет | кредит | сумма | дебет | кредит | ||
Уплачена (с расчетного счета) государственная пошлина по операциям с ценными бумагами (регистрации эмиссии ц.б., размещаемых путем подписки) | |||||||
Увеличен уставный капитал ЗАО«Альфа» (дополнительно размещено 100 акций по номинальной цене 1000 руб., фактическая цена размещения — 1200 руб.): • номинальная стоимость дополнительно размещенных акций, • разница между фактической и номинальной стоимостями дополнительно размещенных акций | 75-1 75-1 | ||||||
Начислена государственная пошлина по операциям с ценными бумагами | |||||||
На расчетный счет ЗАО «Альфа» поступили денежные средства в счет частичной оплаты размещенных акций |
Вариант 6
При исследовании организационной структуры управления, системы внутреннего контроля было установлено, что организационно-правовая форма собственности экономического субъекта — общество с ограниченной ответственностью. Сумма уставного капитала на дату регистрации организации составляет 100 000 руб. Уставный капитал оплачен полностью.
Согласно уставу основной вид деятельности общества — производство и продажа мебели. ООО «Импульс» имеет лицензию на производство и продажу мебели.
Организационная структура ООО представлена генеральным директором, заместителями генерального директора по производственным и экономическим вопросам, бухгалтерией, отделом маркетинга и менеджмента, производственными цехами и обслуживающими производствами.
В процессе исследования структуры организации выявлено, что функции кассира выполняет бухгалтер по учету денежных средств и документов.
Работники организации компетентны и соответствуют выполняемым функциям. Имеются должностные инструкции. Приказом руководителя организации установлен список материально ответственных лиц, с ними заключены договоры о материальной ответственности.
Служба внутреннего аудита отсутствует. Инвентаризационная комиссия осуществляет свои функции периодически.
Организация в установленные сроки предоставляет бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность. Ведение первичного учета осуществляется по унифицированным формам. Имеются исправления в учетных документах. Учетная политика представлена приказом руководителя организации без приложений.
Оцените элементы организационной структуры и систему внутреннего контроля в организации и разработайте рекомендации.
Вариант 7
При аудиторской проверке кассовых операций ОАО «Прогресс», проводившейся в январе после отчетного года, в кассовой книге обнаружены документы, не записанные в кассовой книге: а) приходный ордер № 18 от 01.11.XX отчетного года (аудируемого периода) на поступление денег от экономиста С.П. Павлова в сумме 2,4 тыс. руб. за перевозку автомобилем личного имущества 11.11.XX; б) приходный ордер № 19 от 01.11.XX на поступление денег от слесаря Иванова А.Л. в сумме 3,5 тыс. руб. за отпущенные строительные материалы 20.11.XX отчетного года (аудируемого периода); в) расходный ордер № 20 от 04.11.XX на выдачу денег в подотчет помощнику директора Корниловой И.О. на хозяйственные расходы в сумме 2 тыс. руб.
Кассовая книга не подписана директором, главным бухгалтером, страницы не пронумерованы и не прошнурованы, сургучной печатью не скреплены.
Кассир З.И. Морозова принята на работу с 01.03.XX. Приказ о принятии на работу составлен от 20.03.XX. Обязательство о материальной ответственности с кассиром подписано 03.06.XX.
Последняя инвентаризация кассы проведена работниками ОАО «Прогресс» по состоянию на 24.12.XX комиссией в составе: главный бухгалтер О.К. Шапошникова, бухгалтер В.Н. Васильева, менеджер Н.Д. Сафронова, кассир З.И. Морозова. Недостач и излишков в кассе не выявлено.
Кассир З.И. Морозова совмещает обязанности, выполняя функции кассира кассы взаимопомощи предприятия, денежные средства которой хранятся в сейфе кассы ОАО «Прогресс».
Задание
1. На основании собранных доказательств охарактеризуйте соблюдение норм действующего законодательства по данному разделу учета.
2. Систематизируйте выявленные искажения и оформите результаты
проверки для включения в форме письменного раздела сообщения
информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника по результатам аудита. Укажите правильные варианты отражения хозяйственных операций.
Вариант 8
При проверке финансовых вложений установлено следующее. ОАО «Восток» выступает учредителем ООО «Ритм» с апреля 20XX отчетного года, доля вклада в уставный капитал в соответствии с учредительными документами составляет 20 тыс. руб. ОАО «Восток» передал 22.04.XX в счет вклада в уставный капитал компьютер, первоначальная стоимость которого, по данным учета, — 30 тыс. руб., амортизация на дату передачи —12 тыс. руб. Стоимость компьютера по согласованию учредителей была установлена в сумме 20 тыс. руб.
В бухгалтерском учете ОАО «Восток» сделаны следующие проводки:
Д-т 58 «Финансовые вложения» — К-т 01 «Основные средства» — на сумму 18 тыс. руб.;
Д-т 02 «Амортизация основных средств» — К-т 01 «Основные средства» — на сумму 12 тыс. руб.;
Д-т 58 «Финансовые вложения» — К-т 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму 2 тыс. руб.
На счете 58 «Финансовые вложения» учтены ценные бумаги других юридических лиц, имеющие долгосрочный и краткосрочный характер, однако они все представлены по строке «Краткосрочные финансовые вложения». При сборе аудиторских доказательств установлено, что аналитический учет ведется не по всем видам ценных бумаг.
Задание
1. На основании собранных доказательств охарактеризуйте соблюдение норм действующего законодательства по данному разделу учета.
2. Систематизируйте выявленные искажения и оформите результаты
проверки для включения в форме письменного раздела сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника по результатам аудита. Укажите правильные варианты отражения хозяйственных операций.
Вариант 9
При аудите операций с основными средствами установлено: организация приобрела объект основных средств стоимостью 118 000 руб. Расходы по его транспортировке составили 1180 руб., сторонней организации оплачены погрузочно-разгрузочные работы в сумме 1770 руб.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
Дебет 08 Кредит 60 — 100 000 руб. — акцептован счет поставщика;
Дебет 19 Кредит 60—18 000 руб. — отражен НДС, выделенный в счете поставщика;
Дебет 20 Кредит 60 — 1000 руб. — списаны транспортные расходы по доставке объекта;
Дебет 19 Кредит 60 — 180 руб. — отражен НДС по транспортным расходам;
Дебет 20 Кредит 60 — 1500 руб. — списана стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
Дебет 19 Кредит 60 — 270 руб. — отражен НДС на стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
Дебет 01 Кредит 08 — 100 000 руб. — введен в эксплуатацию объект основных средств.
Оцените правильность формирования первоначальной стоимости объекта основных средств и организацию бухгалтерского учета основных средств. Дайте рекомендации.
Вариант 10
При аудите финансовой отчетности ОАО «Восток» установлено, что складской учет материалов, принятых на ответственное хранение, не ведется. При проверке выявлено, что на складе сырья хранится 25 м3 тарной дощечки на сумму 50 тыс. руб., принятой на ответственное хранение от лесопильного комбината, так как она не отвечает сертификату качества по условиям договора. Карточки учета тарной дощечки на складе не ведутся. В бухгалтерском учете ценности не числятся.
ОАО «Восток» выполняет договора по изготовлению оконных рам, дверей из материалов заказчиков. Давальческое сырье (лесоматериалы, стекло) и вспомогательные материалы (гвозди, клей и др.) учитываются в производственных цехах бригадирами, в бухгалтерском учете не отражаются.
Лесоматериалы от постоянных поставщиков принимают в заготовительные цеха транзитом, минуя центральный склад. В бухгалтерии они отражаются корреспонденцией:
Д-т 20 «Основное производство» — К-т 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками».
В феврале 20XX г. были получены от акционера ООО «Темп» безвозмездно лакокрасочные материалы по цене в соответствии с данными его учета на общую сумму 10 тыс. руб., которые были полностью израсходованы при изготовлении мебели в марте 20XX г. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи. Поступление:
Д-т 10 «Материалы» — К-т 83 «Добавочный капитал» — на сумму 10 тыс. руб.
Использование:
Д-т 20 «Основное производство» — К-т 10 «Материалы» — на сумму 10 тыс. руб.
Других проводок по данной операции не было. Расходы учтены в целях налогообложения.
Задание
1. На основании собранных доказательств охарактеризуйте соблюдение норм действующего законодательства по данному разделу учета.
2. Систематизируйте выявленные искажения и оформите результаты проверки для включения в форме письменного раздела сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника по результатам аудита. Укажите правильные варианты отражения хозяйственных операций.