Учет денежных средств на расчетных счетах (счет 51)

Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» (в ред. от 12.12.2011 № 2749-У).

Организация может иметь несколько р/с одновременно в разных банках, о которых необходимо сообщить в налоговые органы. Организация может производить все виды операций с любого р/с.

Порядок открытия расчетных и иных счетов, совершение и оформление операций устанавливаются ЦБ России.

Для открытия р/с в банке необходимо предоставить следующие документы:

- заявление на открытие счета

- нотариально заверенную копию устава, учредительного договора;

- нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в регистрационной палате;

- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- справки из ФCC, ФОМС и Пенсионного фонда о постановке на учет;

- банковскую карточку с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации. И др.

Подача клиентом за­явления об открытии счета является офертой (предложением заключить договор), а разрешительная надпись руководителя банка — акцептом (согласием заключить договор).

Между банком и предприятием заключается договор на банковское обслуживание или договор банков­ского счета.

Для осуществления расчетных операций, как правило, затрачивается 2-3 операционных дня. Банк не имеет права списывать деньги с р/с без согласия своего клиента – предприятия. В безакцептном порядке банком могут списываться средства в оплату электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и т. п. (расчеты в порядке плановых платежей), а также в безакцептном порядке производится списание по решению судебных и налоговых органов, платежи по просроченным кредитам, инкассовым поручениям.

Документы оплачиваются в порядке их поступления, за исключением случаев нехватки на р/с ДС. Тогда документы поступают в картотеку и суммы по ним списываются в порядке, установленном законодательно ГК РФ. Банк может временно прокредитовать своего клиента в размере определенной суммы, которая наз. овердрафт. Банк также оказывает услуги по инкассированию ДС, начислению % на остаток денег на счете, но за свои услуги устанавливает плату – за расчетно-кассовое обслуживание.

Учет операций по р/с ведется на счете 51 «Р/счета», А, сальдовом.

По Д - поступление ДС на расчетные счета организации.

По К - списание с расчетных счетов организации.

С – остаток (наличие) ДС на р/с.

Аналитический учет ведется по каждому расчетному счету.

Хозяйственные операции по счету 51:

1. Поступление денег на р/с:

Сданы наличные деньги из кассы Дт 51 Кт 50

Переведены деньги со специальных счетов Дт 51 Кт 55

Поступили деньги от покупателей, получены авансы Дт 51 Кт 62

Получены кредиты и займы Дт 51 Кт 66,67

Получены суммы от прочих дебиторов Дт 51 Кт 76

Поступили деньги в счет вклада в уставный капитал Дт 51 Кт 75

Получены средства целевого финансирования Дт 51 Кт 86

2. Списание средств с р/с:

Получены наличные деньги с р/с в кассу Дт 50 Кт 51

Перечислены деньги на специальные счета Дт 55 Кт 51

Оплата поставщикам за товары, работы, услуги,

перечислены авансы Дт 60 Кт 51

Погашена задолженность по кредитам и займам Дт 66,67 Кт 51

Перечислены налоги в бюджет Дт 68 Кт 51

Перечислены страховые взносы в ГВФ Дт 69 Кт 51

Перечислены деньги на спец. счета Дт 55 Кт 51

Перечислено банку за расчетно-кассовое обслуживание Дт 91 Кт 51

Все операции по р/с осуществляются на основании письменных распоряжений владельца счета, т.е. следующих первичных документов:

1. операции с наличными ДС

- объявление на взнос наличными – оформляется внесение наличных сумм на р/с. Оно со­стоит из объявления, ордера и квитанции. Квитанция выдается вносителю денег;

- денежный чек – на его основании предприятие получает наличные с р/с на выплату з/пл., депонированной з/пл., командировочных, хозяйственных и других расходов;

2. безналичные перечисления

- платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщи­ка) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке;

- аккредитив– условное денежное обязательство, принимае­мое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствую­щих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (испол­няющий банк) произвести такие платежи.

- расчетный чек— это ц/б, содержащая ничем не обусловленное распоряжение плательщика (чекодателя) банку произвести платеж указанной в нем суммы получателю (чекодержателю).

- инкассовое поручение– расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (напр., для взыскания по исполнительным документам);

- платежное требование– расчетный документ, содержащий требо­вание кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (пла­тельщику) об уплате определенной денежной суммы через банк;

- финансовый вексель - ценная бумага, которая подтверждает обязательство банка выплатить предъявителю указанную в нем сумму ДС.

В согласованные между предприятием и банком сроки банк представляет предприятию выписки из р/с. Банковская выписка – перечень всех совершенных операций по счету за определенный период с прилагаемыми копиями платежных документов. Особенность банковской выписки в том, что все операции по р/с банк рассматривает со своих позиций, т.е., все записи в выписке по кредиту означают поступление на счет, по дебету – списание со счета. Поэтому при обработке банковской выписки бухгалтер предприятия восстанавливает ситуацию с позиции предприятия, т.е., наоборот. Выявленные ошибки исправляются после согласования с банком, для чего установлен предельный срок – 10 дней со дня получения выписки.

При неправильном списании ДС с р/с бухгалтер предприятия выставляет претензию банку.

Д 76.2 К 51 – предъявлена претензия

Данная сумма числится до момента урегулирования ошибки.

Д 51 К 76.2 – удовлетворение претензии.

.

Наши рекомендации