Оценка тенденций развития и анализ бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства в свердловской области
Как говорилось ранее, поддержание отрасли сельскохозяйственного производства является стратегически значимым фактором развития национальной безопасности страны. Для осуществления путей развития сферы АПК принят ряд законодательных актов, устанавливающих основные направления государственного попечения. В Доктрине продовольственной безопасности[1], например, затронута тема экономической политики в отношении сельского хозяйства. В проектах бюджета ежегодно обновляется статья расходов на финансирование сельского хозяйства. Денежные средства выделяются регионам в размере, необходимом для реализации государственных программ[2], принятых Правительством Российской Федерации.
Организация бюджетного финансирования в Свердловской области в большей своей части аналогична организации бюджетов в других регионах и не противоречит федеральным процессам. Главным документом, регулирующим реализацию господдержки в сфере сельского хозяйства, является принятая Правительством Свердловской области программа развития.[3] В соответствии с ней, до 2020 года Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области должно обеспечить устойчивое развитие отрасли, которое выражается в проведении инфраструктуры в сельской местности, поддержании сельхозтоваропроизводителей путем государственных закупок, проведении мелиоративных мероприятий, и т.д.
Меры государственной поддержки отрасли регулируются нормативно-законодательными актами на разных уровнях (таблица 5):
Таблица 5 – Законодательные акты по финансированию сельского хозяйства Свердловской области[4]
Уровень | Нормативный акт |
Федеральный | -_Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717; -_Федеральный закон от 09 июля 2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» |
Региональный | -_Государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП; -_Закон Свердловской области от 30.06.2006 № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». |
Основные направления по развитию агропромышленного комплекса Свердловской области до 2030 года представлены на рисунке 2.
Увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности | ||
Комплексная техническая и технологическая модернизация | ||
Направления развития | Комплексная техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, обеспечение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий, производящих пищевые продукты | |
Снижение кадрового дефицита в сельском хозяйстве, привлечение молодых высококвалифицированных специалистов в сельскую местность | ||
Совершенствование системы хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных в Свердловской области |
Достижение цели программы осуществляется через реализацию комплекса мер в рамках подпрограмм. Для этого выделены денежные средства. В таблице 6 приведено соотношение сумм, выделяемых из бюджетов разных уровней на развитие сельского хозяйства в рамках программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года».
Таблица 6 - Объемы финансирования Государственной программы по годам реализации [5]
Федеральный бюджет | Областной бюджет | Местные бюджеты | Внебюджетные источники | Всего, тыс.руб. | ||||||
Годы | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % |
1562,2 | 25,3 | 3508,0 | 56,9 | 52,1 | 0,8 | 1047,4 | 17,0 | 6169,6 | 100,0 | |
2277,3 | 32,1 | 3348,5 | 47,2 | 40,5 | 0,6 | 1429,4 | 20,1 | 7095,7 | 100,0 | |
2142,7 | 25,0 | 3577,6 | 41,8 | 68,7 | 0,8 | 2770,8 | 32,4 | 8559,9 | 100,0 | |
2382,1 | 26,3 | 3706,9 | 40,9 | 67,0 | 0,7 | 2900,7 | 32,0 | 9056,7 | 100,0 | |
2426,3 | 26,7 | 4884,4 | 53,8 | 139,1 | 1,5 | 1623,7 | 17,9 | 9073,5 | 100,0 | |
2526,2 | 26,7 | 5085,5 | 53,8 | 145,2 | 1,5 | 1696,2 | 17,9 | 9453,1 | 100,0 | |
2629,2 | 26,7 | 5285,9 | 53,7 | 151,3 | 1,5 | 1768,4 | 18,0 | 9834,8 | 100,0 | |
Всего: | 15946,0 | 26,9 | 29396,9 | 49,6 | 663,9 | 1,1 | 13236,5 | 22,3 | 59243,3 | 100,0 |
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод о том, что большую часть обязательств (около 50 процентов) по финансированию отрасли на территории Свердловской области берет на себя бюджет субъекта федерации. Отсюда следует, что состояние сельского хозяйства в области напрямую зависит от решений местных властей.
Свердловская область характеризуется выраженным индустриальным характером экономического развития с высоким уровнем плотности городского населения. В сельской местности Свердловской области проживает не более 16 процентов населения от общей численности населения области. Площадь территории Свердловской области - 19430 тыс. гектаров, или 1,14 процента от территории Российской Федерации, из них 13,4 процента - сельскохозяйственные угодья; пашня занимает 8,1 процента территории и 60,2 процента в структуре сельскохозяйственных угодий.
Система агропромышленного производства Свердловской области включает более 320 сельскохозяйственных организаций, более 500 предприятий, производящих пищевые продукты, 730 крестьянских (фермерских) хозяйств, а также более 306 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Сельскохозяйственные товаропроизводители специализируются на производстве молока, мяса, яйца, картофеля, овощей и фуражного зерна. Предприятиями, производящими пищевые продукты, выпускается весь ассортимент продукции, представленный на рынке Свердловской области. Это мясная, молочная, масложировая, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, кондитерская, макаронная, спиртово-алкогольная, пивобезалкогольная, рыбная продукция.3
Для устойчивого функционирования сельскохозяйственных предприятий на территории области развернут ряд субсидий, предоставление которых осуществляется на условиях софинансирования. Всего в Свердловской области выделено 11 направлений субсидиарной поддержки сельхоз предприятий (таблица 7):
Таблица 7 – Направления государственной поддержки[6]
Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии | Государственная поддержка малых форм хозяйствования | ||
Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам | Государственная поддержка экономически значимых региональных программ | ||
Государственная поддержка отраслей животноводства | Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие | ||
Государственная поддержка отраслей растениеводства | Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК | ||
Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства | ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" | ||
ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» | |||
Однако, распределение субсидиарной поддержки из средств бюджета субъекта РФ в процентном соотношении уступает бюджету федерального уровня. Распределение средств определяется финансовыми органами, планирующими бюджет.
Помимо субсидиарной поддержки существуют различные источники денежной поддержки сельских производителей. Примерами такой поддержки может служить предоставление единовременной помощи в рамках Постановления N 775-ПП[7] или грант, предоставляемый по конкурсу на основании постановления 669-ПП.[8]
Таким образом, финансирование сельскохозяйственной отрасли в Свердловской области обеспечено широким спектром нормативных документов, составляющих экономическую основу для развития продовольственной базы. Распределение финансовых обязательств между уровнями бюджетов (федеральным и региональным) зависит от узкой направленности подпрограмм.