Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова. Факультет «Экономика и управление»
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Менеджмент»
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Наименование дисциплины: «Бизнес планирование»
Для специальностей – «5В050800- Учет и аудит» , «5В050600 Экономика»,
«5В050900 - Финансы», «5В051200 - Статистика».
Код дисциплины: ВР 3209, 3210 Бизнес планирование
Алматы, 2013
Тема 1. Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия
Цель лекции– изучить роль и значение и экономическую сущность бизнес-планирования.
Вопросы лекции
1 Понятие и сущность бизнес-плана
2 Цели и задачи бизнес-плана
3 Функции и принципы бизнес-планирования
Содержание лекции
Понятие и сущность бизнес-плана
Понятие общеэкономического смысла вытекает из общей теории фирмы и ее природы. С общеэкономической точки зрения ПЛАНИРОВАНИЕ – это антипод рыночного механизма. Своей деятельностью фирмы нарушают экономическое равновесие.
Накапливаются противоречия между спросом и предложением. Когда у компании происходит замедление производства продукции компании необходимо определить, чем оно вызвано. Если это вызвано естественным накоплением противоречий между спросом и предложением, то какие-либо действия[1] по предотвращению этой ситуации приводят к кризису.
Некоторые компании предпочитают уничтожать излишки продукции, чтобы не снижать цену на товар. Но в результате потери несет не только фирма, но общество, нарастает социальная напряженность.
На определенном этапе развития экономической теории, когда экономисты пришли к выводу, что кризис влечет за собой не только финансовые потери фирмы, но и кризис общества, было принято решение ввести плановое хозяйство. Таким образом, ПЛАНИРОВАНИЕ – вытеснение рыночных механизмов системой волевых, сознательно принимаемых решений. Если оценивать это решение экономистов, то можно сказать, что планирование – одно из реальных достижений социализма в области экономики.
Моральное стимулирование, используемое в плановой экономике начало использоваться странами с рыночной экономикой. Но в рыночной экономике планирование стало возможным только в индикативном (рекомендательном) виде.
В рыночной экономике все субъекты самостоятельны и государства, как общеэкономического центра не существует. Государство не может заставить выполнять его планы и решения. Государство способно создавать условия для развития экономики.
На уровне отдельных предприятий планирование стало возможным в директивной (обязательной) форме, а это означает, что и в рамках рыночной среды. Директивная форма стала возможной, так как:
Во – первых, отдельная фирма имеет отдельный экономический центр управления.
Во – вторых, фирма имеет ограниченный размер (какой крупной ни была бы фирма, она всегда меньше национальной экономики), это позволяет осуществлять контроль внутри фирмы.