Эффективность работников кадровой службы
• Считают ли работники, что они работают у хорошего работодателя? Или плохого?
• Считают ли работники, что они «делают карьеру» или просто выполняют работу?
• Чувствуют ли работники, что у них есть некоторое место, куда можно обрат иться для решения их проблем, кроме их непосредственного начальника?
• Чувствуют ли работники себя информированными относительно достижений компании?
• Знают ли работники то, что ожидается от них на их рабочих местах?
• Удовлетворены ли работники количеством и типом обратной связи, которую они получают относительно выполнения ими своих обязанностей?
• Удовлетворены ли работники своей зарплатой? Льготами и вознаграждениями?
Пример. После анализа обзора отношений старший менеджер сталелитейного завода обнаружил, что разработчики проектного отдела не были удовлетворены трудом. Их неудовлетворенность относилась к их рабочим местам, линейным менеджерам и медицинскому страхованию.
Разработчики обычно полностью отвечают за выполнение детальных чертежей. Однако на заводе некоторые разработчики специализирова лись на выполнении чертежей, тогда как другие маркировали проекты. Кроме того, разработчики работали в подчинении у линейного менеджера, твердо выполнявшего предписания и правила компании, но очень деспотичного. И наконец, они были недовольны работой службы управления персоналом из-за того, что эта служба возмещала затраты по медицинскому страхованию в течение почти двух месяцев.
Старший менеджер завода, менеджер службы управления персоналом и линейный менеджер проектного отдела встретились, чтобы обсудить эту проблему. Огги согласились перепроектировать рабочие места, чтобы каждый разработчик был ответственен за все стадии подготовки чертежей.
Менеджер службы управления персоналом и старший менеджер завода убедили линейного менеджера ввести гибкий график работы и перевести этих работников с почасовой оплаты на оклад. Линейный менеджер также согласился пройти в рамках компании шестнадцатипедельную программу обучения деловому общению. Так как неудовлетворенность компенсацией издержек медицинской помощи существовала повсюду в компании, менеджер управления персоналом принял меры, чтобы все работники посылали свои требования непосредственно страховой компании. Следующий обзор отношений показал, что этой проблемы больше не существует.
Как видно из примера, обзоры отношений дают ценную обратную связь. Линейные менеджеры узнают, какие рабочие места требуют корректировки. Служба управления персоналом узнает, как ее деятельность оценивается работниками. И в случае регулярности таких обследований аудиторская команда может выявлять тенденции в работе службы управления персоналом. Возможно, что наиболее важно, изменения, сделанные после такого анализа, показывают работникам обязательства менеджмента по отношению к ним.
Анализ отчетов
Не все проблемы можно увидеть из обзоров отношений. Иногда проблемы могут быть вскрыты только после изучения отчетов фирмы. Изучение отчетов помогает определить соответствие деятельности в области управления персоналом требованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, выявить проблемные области. Обычно в ходе аудита персонала используются несколько отчетов.
Отчет о безопасности и здоровье определяе т различия до и после реализации программ управления персоналом, нацеленных на снижение уровня текучести и абсентеизма. Показывает нарушения Трудового кодекса РФ и норм здоровья.
Отчет о жалобах изучает сущность и причины недовольства, отсутствие ясности в области деятельности но управлению персоналом. Ищет ответ па вопросы:
• относится л и причина недовольства к определенным пунктам контракта или к работе менеджеров?
• имеются ли в трудовом соглашении пункты, неясные профсоюзу или должностным лицам управления?
Аудиторская команда может раскрыть модель недовольства. Недовольства могут порождаться рабочими местами, менеджерами, представителями профсоюза, возрастными группами или неточностями контракта. Если модель обнаружена, специалисты в области управления персоналом уточняют основные причины и предпринимают корректирующее действие. Интервью с менеджерами и предс тавителями профсоюза могут указать на основные причины недовольства. И если представители профсоюза участвуют в обнаружении моделей недовольства, они могут поддержать предложенные изменения в управлении.
Изучение системы вознаграждений:
• соответствует ли уровень заработной платы условиям рынка труда?
• понятен ли работникам принцип дополнительных выплат и льгот?
• соответствует ли система премий и пакет дополнительных льгот местным условиям и конкурентам?
Аудиторская команда тщательно рассматривает методы компенсации, используемые службой управления персоналом и прежде всего уровень заработной платы, льгот и услуг. В случае должного представления рабочих мест, например, с помощью разряда тарифной сетки, и уровни зарплаты будут справедливыми. Система дополнительных льгот также изучается с целью выяснения ее конкурентоспособности и согласованности с правительственными нормами.
Права человека:
• соответствует ли управление фирмой требованиям законодательства?
• имеется ли план корректирующих действий в случае несоо тветствия требованиям законодательства?
• есть ли прогресс в области приближения к требованиям законодательства?
Аудиторы уделяют особое внимание найму, расстановке и вознаграждениям представителей меньшинств и других уязвимых категорий (женщины, инвалиды, ранее судимые).
Изучение кадровой политики и программ:
• достигает ли каждая программа заявленных целей?
• следуют ли программам и кадровой политике специалисты службы управления персоналом и линейные руководители?
Аудиторы оценивают согласованность программ в области управления персоналом друг с другом и их интегрированость в общефирменное управление, а также их выполнение.
Уровень конфликтности: j
• сократилось ли число конфликтных ситуаций, благодаря обучению, премированию или другим социальным программам?
Текучесть/абсентеизм:
• есть ли в этом вопросе явные причины или тенденции? связанные с возрастом? полом?
• как эти данные сопоставимы с таковыми у других работодателей?
Аудитор определяет изменения в показателях текучести и абсентеизма до и после реализации программ по управлению персоналом.
Повышение квалификации:
• улучшают ли ориентация или программы обучения выполнение работы?
Продвижение по службе: I
• какой процент рабочих мест заполнен с внутреннего рынка тру-
да?
• насколько хорошо исполняется программа вну треннего продвижения?
• показывают ли результаты продвижения действительно эффективный результат?
Подбор персонала:
9 зависит ли качество работы новичков от источника вербовки?
• являются ли затраты па вербовку и отбор персонала сопоставимыми с таковыми других фирм?
Учет работников:
• содержатся ли картотека работников в должном порядке?
• содержат ли отчеты кадровой службы точную, современную и полезную информацию?
• разумен ли карьерный рост для данного работника?
• является ли данный работник источником нарушения дисциплины или межличностных проблем?
Специальные программы:
достигают ли специальные программы в области управления персоналом желаемых результатов?
Пример. Б компании «Дары моря» в рамках кадровой политики принята программа содействия продвижениям по службе «изнутри» фирмы. Однако спустя два года большинство менеджеров все еще нанималось извне. Лишь немногие работники компании подавали заявления на открывающиеся вакансии, хотя объявления о вакансиях были развешены повсюду и работников приглашали участвовать в отборе. Контрольная бригада узнала, что в течение пиковых сепонов рабочие производства зарабатывали больше денег (чем менеджеры) из-за сверхурочной платы и системы стимулирования. Многие работники расценивали работу в качестве менеджера как несение большей ответственности за меньшую плату. Чтобы исправить ситуацию, ввели систему премирования менеджеров как процент от прибыли их подразделения. Спустя год 90% менеджерских вакансий заполнялось изнутри фирмы.
Этот пример иллюстрирует, как одна позиция кадровой политики (продвижение изнутри) может противоречить другой позиции (системе стимулирования). И юридически законные требования (плата за сверхурочную работу) могут противоречить с целями о тдела. Фактически каждая позиция кадровой политики воздействует на остальные. Таким образом, полный аудит должен охватить все главные направления кадровой политики и их взаимозависимость.
Внешняя информация
Другой инструмент контрольной бригады — внешняя информация. Исследование, ограниченное только изучением внутренних отношений в организации и отчетов, может раскрыть неблагоприятные тенденции. А внешние сопоставления дают контрольной бригаде перспективу, с позиций которой фирмы могут быть оценены действия фирмы.
Большинство внешней информации поступает из опубликованных государственных статистических данных, отраслевых сборников, периодики научно-практического характера.
Используются такие официальные статистические материалы1 Федеральной службы по статистике и Федеральной службы по труду и занятости, как:
• статистика экономической активности населения, обследование населения по проблемам занятос ти;
• статистика численности, заработной платы, условий труда работников — данные предприятий и организаций;
расчеты баланса трудовых ресурсов;
• расчеты обобщающих показателей на основе интеграции данных из различных источников.
Эти данные позволяют аудитору получить информацию по наиболее важным для оценки современного состояния экономики индикаторам: среднемесячной заработной плате, просроченной задолженности по ее выплате, среднему числу замещенных рабочих и вакантных мест, движению кадров, прогнозам предприятий по высвобождению персонала, отработанному времени, вынужденной неполной занятости и потерям рабочего времени по этой причине, условиях труда работающих, уровне и динамике производительности труда.
В приложении 8 приведено постановление Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Обзор заработной платы — в настоящее время основной и наиболее объективный источник информации о складывающихся на рынке труда тенденциях1. Информация, содержащаяся в обзорах зарплаты, помогает отслеживать ситуацию на рынке труда как в целом, так и с учетом профиля деятельности компании, проводить сопоставления размеров и систем оплаты труда, вносить необходимые корректировки. Типичные задачи, решаемые с помощью данных обзоров: корректировка уровня заработной платы компании по отношению к рыночной, совершенствование стимулирования труда, удержание нужных людей и т. п. Основная задача — это конкурентная позиция компании на рынке отбора и найма персонала.
БОСС-Кадровик относится к комплексным системам управления персоналом и используется для автоматизации работы отдела кадров, планово-экономического и расчетного отделов на любом предприятии.
БОСС-Кадровик реализован на двух платформах: на базе СУБД MS SQL Server как отдельный продукт и на СУБД Oracle как часть системы БОСС-Корпорация.
Существование этого продукта на двух различных платформах обусловлено необходимостью решения задачи автоматизации кадрового учета на предприятиях различной численности. Для крупных предприятий и корпораций, где численность сотрудников превышает 3000 человек, целесообразно использовать программный продукт на платформе Oracle, для малых и средних предприятий отлично подходит платформа MS SQL. И в том и в другом случае использована архитектура «клиент — сервер».
БОСС-Кадровик автономно реализует показанную на следующей схеме (рис. 3.20) функциональность и при использовании комплекса в составе общей информационной системы предприятия может иметь реализованные на уровне шлюзов связи с теми или иными компонентами комплексной системы, показанными как «внешнее ПО».
Система БОСС-Кадровик относится к классу систем управления персоналом и решает задачу централизованного управления человеческими ресурсами предприятия, включающую в себя:
• планирование структурной организации, штатных расписаний и кадровой политики;
• оперативный учет движения кадров;
• ведение административного документооборота но персоналу и учету труда;
• планирование фондов рабочего времени и учет их использования;
• учет труда и расчет заработной платы;
• учет и разнесение затрат на оплату труда персонала в общей номенклатуре затрат предприятия;
• предоставление статистической отчетности по труду и налоговой отчетности в государственные органы;
• подбор персонала на руководящие должности;
• ведение кадрового резерва и мобильного персонала;
• аттестация и повышение квалификации работников;
• поиск специалистов на рынке труда;
• ведение архивов без ограничения срока давности и др.
Программное обеспечение БОСС-Кадровик предназначено для
установки на рабочих местах операторов специалистов соответствующих служб предприятия:
• отдела труда и заработной платы (или других отделов, выполняющих его функции);
• планово-экономического отдела;
• отдела кадров (или дирекции по работе с персоналом, включая все секторы, в том числе военно-учетный стол);
• табельного бюро (или у табельщиков подразделений);
• расчетной группы бухгалтерии;
• руководства подразделений и предприятия в целом.
Информационные объекты системы можно разделить на три основных класса — персоналии, организация, документы:
первый включает описания физических лиц, сотрудников и кандидатов;
Рис. 3.20. Функциональная модель применения системы БОСС-Кадровик
• второй необходим для описания организационной структуры и состава рабочих мест в ней, включая штатное расписание;
• третий охватывает все категории, связанные с понятием документа (приказы, отчеты, справки).
Объединение этих трех классов информации дает возможность комплексного решения задачи кадрового учета.
Для каждого сотрудника или кандидата система поддерживает ввод и хранение полной идентифицирующей его информации включая анкетные и адресные данные, сведения о докумен тах родственниках, образовании, отношении к воинскому учету, историю предыдущей работы, стаж (общий, непрерывный, на предприятии, в отрасли и специальные) и многие другие параметры.
Система позволяет просматривать или распечатывать фотографии сотрудников.
Для каждого сотрудника ведется личное досье. При редактировании или просмотре оно предоставляется в виде набора экранных форм, а при печати соответствует форме личной карточки Т-2.
Интернет-технологии создают в обществе среду жизнедеятельности, аналогичную той, что существует в малой группе или общине, все члены которой знают друг друга и имеют между собой прямые контакты. Человеческая деятельность, переносимая в виртуальное пространство, меняет свойства. Качества личного общения начинают сближаться с качес твом опосредованного интернет-общения. Рождается глобальная община, поскольку количество участников общины стремится к численности населения.
Рассмотрим влияние интернет-технологий па отдельные процессы управления персоналом. Традиционно процессы работы с персоналом делятся на следующие направления:
• обеспечение кадровыми ресурсами: привлечение, рекрутинг, отбор, наем;
• поддержание в эффективном рабочем состоянии кадрового состава: обучение, инструктирование, стимулирование;
• индивидуальное развитие персонала: карьера (планирование), профессиональное развитие, повышение квалификации, оценка, методы обучения.