Аудит как инструмент оценки кадровой политики в среде TQM, основные элементы
Раздел 1. Планирование и совершенствование кадров | ||
1а | Увязка кадровой политики со стратегией бизнеса | |
Обследования работников | ||
1в | Единый статус работников и гармонизация | |
1г | Вознаграждения и чувство безопасности за свое рабочее место | |
1д | Организационные структуры для инновационных работ | |
Раздел 2. Поддержка и развитие потенциала работников | ||
2а | Определение компетенции и наблюдение за ней | |
Управление набором кадров и ростом профессиональной карг,ерьт | ||
2в | Планы обучения | |
2г | Оценивание результатов обучения | |
2д | Обучение работников па рабочем месте | |
2е | Развитие умения работать командой | |
Раздел 3. Управление деятельностью | ||
За | Постановка целей (заданий) | |
Пересмотр и корректировка заданий | ||
Зв | Оценка профессиональных качеств | |
Раздел 4. Вовлечение работников в TQM и делегирование полномочий | ||
4а | Стимулирование участия | |
Внутрифирменные церемонии | ||
4п | Делегирование полномочий работникам | |
4г | Поддержка вовлеченности системой признания | |
Раздел 5. Каналы связи | ||
5а | Выявление потребностей в каналах связи | |
Обмен информацией | ||
5в | Оценивание каналов связи | |
5г | Эффективные структуры каналов связи | |
Раздел 6. Социальная сфера | ||
6а | Охрана здоровья, безопасность и показатели окружающей среды | |
Другие привилегии | ||
6в | Социально-культурные мероприятия | |
61- | Льготы и услуги для работников |
Ниже приводится пример оценивания третьего критерия (1в) в разделе 1 «Планирование и совершенствование кадров», т. е. выявление того, как организация гарантирует справедливость в отношении персонала.
Не гак легко дать определение «справедливость», но для целей данного инструмента упор делается на подход «единый статус», заключающийся в гармонизации кадровой политики по всему предприятию. Работодатели ищут приверженности от своих работников, обычно заявляя: «Мы здесь все вместе», но компания должна показать, что все ее работники ценятся по достоинству.
Важным способом реализации этою принципа служит гармонизация, или единый статус. Единый статус всех работников есть один из путей снижения барьеров между «Мы и Они». Единый статус означает:
• гармонизируются условия по очередным отпускам, по отпускам по болезни, отпускам по семейным обстоятельствам, парковке машин, пенсиям. Неодинаковость условий сигнализирует о том, что некоторых работников ценят больше, чем остальных, а более жесткие правила для рядовых работников, например в отношении отпусков по болезни, свидетельствуют о недоверии. Но если работнику не доверяют, как же можно делегировать ему ответственность;
• регистрация времени прихода, если она используется, распространяется на всех, а не только на рядовых работников. Это еще один признак, но которому можно судить о доверии к работникам. Если система регистрации прихода ведется, то почему не для всех сотрудников;
• столовая — одна для всех, как для менеджеров, так и для нс- управленческого персонала. Такие столовые предоставляют хорошую возможность побыть вместе менеджерам и остальным работникам, узнать друг друга, обсудить и разрешить проблемы. Если имеется столовая, то используется ли она всеми работниками — менеджерами и не- менеджерами? Если нет, надо выяснить, почему это происходит — из-за плохого качества еды, убогого убранст ва или же потому, что менеджеры не желают обедать вместе со своими подчиненными;
• к людям относятся с уважением;
• с работниками разговаривают вежливо, серьезно прислушиваются к их мнениям, называют всех по имени и т. д.
По каждому вопросу дастся пояснение, служащее руководством по затронутым проблемам. Вопросам не приписывается никакой вес, поскольку относительная значимость каждого фактора варьируется от компании к компании. Обеспечение надлежащей «подгонки» стратегии бизнеса, подхода к TQM и кадровой практики, а также внутренняя увязка различных аспектов кадровой политики более важны, нежели подход по принципу «для галочки» и «чем больше, тем лучше». Цель данного инструмента — стимулировать дискуссию по вопросам текущей кадровой политики и обеспечить базу для передачи передового опыта. Каждый фактор можно проанализировать с помощью следующих суждений:
а) «Да, мы успешно реализовали такую политику, но это не значит, что дальнейшие улучшения невозможны»;
• «Мы пытались реализовать се, но нам это удалось не вполне, потому что... и нам необходимо предпринять последующие меры»;
в) «Мы начинаем к этому обращаться и уже достигли некоторого/ значительного прогресса»;
г) «Мы рассмотрели эту политику, по решили воздержаться от ее реализации, потому что...»;
д) «Мы осознаем ситуацию, но до настоящего времени ие предпринимали действий, потому что...»;
е) «Мы еще ие рассматривали эту политику».
Данный инструмент может использоваться отделом кадров, но больший эффект можно достичь, если обследование выполнить с привлечением нескольких подразделений. Это позволит получить более объективную картину. Подключение стороннего консультанта, знакомого с вопросами кадровой политики и TQM и выступающего в роли координатора, может привести к более предметной дискуссии, в частности, позволит привлечь опыт других организаций.
Используя аудит как инструмент очень важно помнить, что доминирующее значение имеет не то, какие конкретно принципы и методы декларируются, а то, как они воплощаются па деле. Практическая реализация не должна носить формальный характер. Например, мало проку в редких и непредставительных брифингах команд. Аналогично новые порядки не следует навязывать, но всякий раз, когда появляется возможность, надо привлекать работников к участию и консультациям.