Дела справедливости с любовью к милости
Как добрые дела остаются неполными без молитвы, так и молитва не имеет своего логического завершения без добрых дел. Совершенно необходимо, чтобы дела совершались на основании молитвы, а молитва находила свое выражение в добрых делах. Поклонение – это любовь в действии. Поклонение, которое трогает Божье сердце, проистекает от верующих, чьи сердца движимы состраданием к нуждающимся. Когда мы поклоняемся, мы соединяем песни любви к Иисусу с действиями любви по отношению к нуждающимся. Самое точное наставление, показывающее связь между постом, молитвой и делами справедливости, находится в Исаии 58:1-12. В ней очерчены практические пути исполнения дел праведности с духом милости и смирения.
В одно время, когда Израиль, казалось, искал Бога, Исаия был послан в качестве Божьего посланника, чтобы сказать еврейскому народу о том, что искать Его и не помогать другим людям не угодно Ему. Эти люди находили удовлетворение и оправдание в том, что только искали Бога, не прибегая к делам справедливости и милосердия. Бог хотел от них большего, чем их песни поклонения. Господь прогремел к ним через Исаию:
Укажи народу Моему на беззакония его … Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои … желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
— Исаия 58:1-3
Народ Израиля ежедневно искал Бога в молитве с постом. Все выглядело так, что они желали познать Божьи пути через изучение Писания, и им даже нравилось приходить в Божье присутствие. Хотя все это и хорошо, Господь назвал стиль их жизни греховным, так как отношение их сердца было неправильным, и они не подкрепляли свои духовные действия делами праведности.
Когда Израиль вопросил Господа о том, почему Он не отвечал на их молитвы и не реагировал на их посты, Бог открыл им, что их отношение было неправильным, и что они на самом деле не поклонялись Ему, так как игнорировали дела справедливости. Он сказал им: «Вот, в день поста вашего вы … требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис. 58:3-4). Вожди Израиля постились для того, чтобы расположить к себе Бога в своем деле или бизнесе и чтобы выглядеть посвященными Богу. Но на самом деле они эксплуатировали тех людей, которых Бог поставил под их начало. Они использовали Божье благоволение в своей жизни для собственного продвижения и не утруждали себя помощью нуждающимся. Бизнес-вожди и деловые лидеры того времени использовали свое влияние и ресурсы как средство увеличения собственного комфорта, не обеспечивая при этом никакими финансами тех, кто оказался в нужде. Но ведь именно Бог высвободил на них Свое благословение, чтобы они могли использовать свое влияние для мобилизации большего количества людей для совершения добрых дел, которые прославили бы Господа через помощь угнетенным.
Наши ресурсы и влияние могут быть небольшими, но мы все равно можем использовать их для мобилизации людей для дел праведности. То, как мы распоряжаемся небольшим количеством ресурсов и влияния, которые Бог дает нам сегодня, является свидетельством того, как мы будем распоряжаться огромными ресурсами в будущем. Тому, кто верен в малом, Бог даст умножение и поставит его руководителем над многим.
Бог продолжал открывать Свое сердце Израилю, объясняя, что подход к посту и молитве, которые угодны Ему, состоит в их объединении с делами справедливости. Господь ответил им, говоря: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58:6).
Разрешить оковы неправды, развязать узы ярма и отпустить угнетенных на свободу означает освободить людей от того рабского бремени, которое легло на них в результате несправедливых и репрессивных законов, а также социальных барьеров, которые были созданы на протяжении десятков лет, а иногда и веков. Это говорит о систематической несправедливости в обществе, которое узаконило зло. Существуют такие устои в обществе, которые появились в результате изъянов в образовании, отсутствия профилактического или надлежащего медицинского обеспечения, узаконенного неравенства и неравноправия, а также различные явления, которые оказывают негативное влияние на людей. Общественная поддержка подобных умонастроений и социальных условий держит многих людей в кабале. Будь то «внутренний город» или бедный район города, поселение эмигрантов, система образования или любые другие слои общества, – Бог призывает нас исполнить нашу часть в помощи другим людям. Удаление уз ярма включает в себя обучение других людей таким жизненно важным навыкам и умениям, которые помогут им жить успешной жизнью личности, и не быть зависимыми от государственной системы.
Мы не сможем устранить всю социальную несправедливость на земле до тех пор, пока не возвратится Иисус. Тем не менее, когда мы соединяем молитву с делами справедливости, многим людям будет оказана помощь. Мы можем сделать что-то прямо сейчас. Мы можем изменить мир сегодня, еще до возвращения Господа. После Своего возвращения Он завершит тот труд, который мы делаем сейчас, и установит правду и справедливость, которая наполнит всю землю.
По мере того как мы трудимся над изменением ущемляющих законов и несправедливых социальных препон, мы должны обеспечивать некоторые практические нужды тех людей, которые ожидают перемен. Другими словами, мы удовлетворяем эти нужды сегодня, пока ожидаем изменения определенных законов. Вместе с видением социальных реформ мы должны видеть и служить нуждам людей, ожидающих свободы, делясь своими ресурсами пищи, одежды и жильем. Тот пост, который избрал Бог, состоит в том, чтобы поделиться своим хлебом с голодным, ввести бедного в свой дом и дать ему одежду (Ис. 58:7).
Трудясь над обеспечением нужд людей, страдающих от несправедливости, очень важно, чтобы мы делали это в духе смирения, обращаясь со страждущими с уважением и почтительным отношением к их чувству собственного достоинства. Не существует формулы для объяснения страданий. Мы не можем понять всех тех сложностей, которые накопились за многие годы, мы также не можем полностью понять ту жизненную ситуацию, в которой оказался другой человек. Господь повелевает нам «удалить из среды своей ярмо, перестать поднимать перст и говорить оскорбительное» (Ис. 58:9).
Служа нуждам уязвленных, мы не должны указывать своим пальцем, судя о том, где они поступили неправильно и как они попали в ту ситуацию, в которой сейчас находятся. Величайшие умы не могут вычислить все причины и сложности, которые способствовали трудным обстоятельствам их жизни. Наша задача состоит в том, чтобы любить их и служить им со смирением, вместо того, чтобы думать, что мы правильно проанализировали их ситуацию. Мы не должны служить угнетенным с духом осуждения и критики в наших сердцах. Страждущие люди могут легко разглядеть, когда им помогают в духе смирения и принятия, а когда в духе гордости и осуждения. Мы должны видеть достоинство тех личностей, которые обделены, чтобы служить им и показывать, что Бог любит их.
Бог высвободит сверхъестественное измерение Своей силы, когда пост и молитва объединятся с делами праведности. Господь обещал поддержать молитву и дела правды и справедливости Своим присутствием, провозгласив:
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит … И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои.
— Исаия 58:8-9,11
Постоянная молитва приведет к умножению Божьей силы и присутствия, когда она соединяется с делами праведности. В нашей жизни будет видна слава Божья, так как Бог явит свет, который ворвется и уберет гнет и даст силу тем, кто трудится во имя справедливости, чтобы ходить в новых измерениях свободы, что именуется праведностью. Господь будет вести нас пророческим образом, Он будет отвечать нам, когда мы воззовем к Нему, Он удовлетворит нашу душу близостью и укрепит наши кости физическим исцелением.