ПОСЛАНИЕ ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует, ХОСРОВУ II, ЦАРЮ ПЕРСИИ
В этом послании было сказано:
«Во имÿ Аллаhа Всемилостивого, Милостивого!
От Муhаммада, посланника Аллаhа, Хосрову, государю Персии.
Мир тому, кто следует правильным путём, верует в Аллаhа и Его посланника и свидетельствует, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаhа, не имеющего сотоварища, и что Муhаммад – Его раб и Его посланник.
Призываю тебя молиться Аллаhу, ибо, поистине, я – посланник Аллаhа ко всем людям, чтобы я увещевал тех, кто жив, и доказывал правоту этих слов неверующим.[70] Прими Ислам, и ты спасёшься, а если откажешься, то понесёшь на себе бремя грехов огнепоклонников».
Это послание повёз Абдулла ибн Хузафа ас-Сахми, которому было велено вручить его правителю Бахрейна, чтобы тот передал его Хосрову. Когда царю Персии прочитали это послание, он разорвал его и воскликнул: «Презренный раб из числа моих подданных пишет своё имя прежде моего!» Узнав о том, как поступил Хосров, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Да будет уничтожено царство его!», что и произошло впоследствии, так как он потерпел сокрушительное поражение от войск императора Византии, а потом против него выступил его собственный сын Шируйе, который убил отца и захватил его царство. С течением времени его держава приходила в упадок всё больше и больше, пока в конце концов она не была завоёвана мусульманами в период правления Умара, да будет доволен им Аллаh.
ПОСЛАНИЕ ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует, ИРАКЛИЮ, ИМПЕРАТОРУ РУМА (ВИЗАНТИИ)
В этом послании говорилось следующее:
«Во имя Аллаhа Всемилостивого, Милостивого! От Муhаммада, раба Аллаhа и Его посланника, Ираклию, государю Рума.
Мир тому, кто следует правильным путём.
Прими Ислам, и ты будешь спасен, прими Ислам, и Аллаh дарует тебе двойную награду, а если ты откажешься, то понесешь на себе бремя греха своего и своих подданных! О люди Писания! Придите к слову единому для нас и для вас, и давайте скажем, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаhа, и что никого не будем придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ помимо Аллаhа».[71]
Это послание повёз Дахийа ибн Халифа, которому было велено вручить его правителю Бусры, с тем чтобы тот передал его императору. Что же касается самого императора, то он пешком шёл от Хомса до Иерусалима, делая это в знак благодарности Всевышнему Аллаhу за то, что Он даровал ему победу над войсками Персии.
Получив послание Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, он велел своим людям привести к нему кого-нибудь из арабов, кто знал бы посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует. Они нашли Абу Суфйана, находившегося в Иерусалиме с торговым караваном курайшитов, привели его вместе с другими мекканцами к Ираклию, который принял их в присутствии знатных людей Рума. Сначала император спросил курайшитов, есть среди них родственники Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и если есть, то кто из них приходится ему самым близким родственником. Когда ему сообщили, что в самом близком родстве с ним из числа присутствующих находится Абу Суфйан, Ираклий велел ему подойти поближе и сесть, в то время как другие продолжали стоять позади. Им Ираклий сказал: «Я буду задавать ему вопросы об этом человеке (то есть, о Пророке, да благословит его Аллаh и приветствует), а если он солжёт, то вы дадите мне знать», и Абу Суфйан постыдился говорить неправду.
Ираклий спросил Абу Суфйана: – Каково его происхождение?
Абу Суфйан ответил: – Он благородного происхождения.
Ираклий спросил: – А говорил ли кто-нибудь из вас нечто подобное когда-нибудь раньше?
Он ответил: – Нет.
Ираклий спросил: – А кто следует за ним, знатные люди или простые?
Он ответил: – Скорее простые.
Ираклий спросил: – Число их увеличивается или уменьшается?
Он ответил: –Скорее увеличивается.
Ираклий спросил: – А отрекается ли кто-нибудь от его религии из-за недовольства ею после того, как начинает исповедовать её?
Он ответил: – Нет.
Ираклий спросил: – Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он начал говорить то, что говорит сейчас?
Он ответил: – Нет.
Ираклий спросил: – Не отличается ли он вероломством?
Он ответил: – Нет.
Тут Абу Суфйан вставил нечто такое, что могло дать пищу для сомнений, сказав: – Однако мы уже давно не встречались с ним и не знаем, чем он занимается.
Потом Ираклий спросил: – Приходилось ли вам сражаться с ним?
Он ответил: – Да.
Ираклий спросил: – И каков же был исход ваших сражений?
Он ответил: – Война переменчива: он побеждает нас, и мы побеждаем его.
Ираклий спросил: – Что он велит вам?
Он ответил: – Он говорит: «Поклоняйтесь Аллаhу, и ничего не приравнивайте к Нему и откажитесь от того, что говорили ваши предки!», и ещё он велит нам совершать Намазы, быть правдивыми и воздержанными и поддерживать родственные связи.
Закончив задавать Абу Суфйану эти вопросы, Ираклий сказал:
«Ты упомянул о том, что он благородного происхождения, но такими же были и те, кого Господь посылал к людям до него.
И ты упомянул о том, что никто из вас до него не говорил ничего подобного, и тогда я сказал себе, что если бы это было не так, то я решил бы, что он повторяет то, что до него говорили другие.
И ты упомянул о том, что не было среди предков его владык, и я сказал себе, что если бы являлся он потомком владык, то это означало бы, что он стремится вернуть себе то, что принадлежало его предкам.
И ты упомянул о том, что вам не приходилось обвинять его во лжи, и мне стало ясно, что он никогда не клеветал на людей и не возводил ложь на Аллаhа.
И ты упомянул о том, что за ним следуют простые люди, но именно такие и становятся последователями посланников Господа.
И ты упомянул о том, что число их увеличивается, но так и должны обстоять дела истинной веры, пока не достигнут они успешного завершения.
И ты упомянул о том, что никто из последователей его не отрекается от этой религии, но так и бывает, когда сердца охватывает радость веры.
И ты упомянул о том, что несвойственно ему вероломство, но таковыми и являются посланники Господа.
И ты упомянул о том, что он велит вам поклоняться Аллаhу и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и запрещает вам поклоняться идолам и велит вам совершать Намазы и быть правдивыми и воздержанными. Но если то, что ты говоришь, верно, это значит, что он непременно завладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что будет пророк из числа иноземцев, но не думал, что он один из вас. И если бы я знал, что сумею добраться до него[72], то постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ноги его!»
А потом он велел дать ему послание Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и ему прочитали его, после чего среди его приближенных поднялся большой шум, и Абу Суфйана вместе с другими курайшитами вывели оттуда, и он сказал своим товарищам: «Ибн Абу Кабша стал важным человеком, ибо, поистине, боится его даже владыка Рума!» И Абу Суфйан не переставал бояться, что посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, победит, пока Аллаh не привёл его к Исламу.
Ираклий пожаловал Дахийе ибн Халифе аль-Кальби деньги и почётную одежду, а сам вернулся в Хомс. Там он пригласил в цитадель знатных людей Рума, приказал запереть за ними ворота и сказал: «Если вы хотите добиться успеха, встать на путь истинный и укрепить вашу веру, то последуйте за этим пророком!» Услышав эти слова, они кинулись к воротам, но увидели, что они заперты. Что же касается Ираклия, то он увидел, что они никогда не согласятся с ним, и велел: «Верните их ко мне!», а когда их привели, он обратился к ним с такими словами: «Поистине, сказав это, я лишь хотел проверить вашу приверженность вашей религии и убедился в ее силе», и тогда они пали перед ним ниц, оставшись довольными им.
Из всего вышеупомянутого следует, что император Византии не только знал о Пророке, да благословит его Аллаh и приветствует, но и признавал истинность его пророческой миссии. Однако он слишком любил власть, и поэтому не принял Ислам, и это привело к тому, что он, как и сказал об этом посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, понёс на себе бремя не только собственных грехов, но и бремя грехов своих подданных.
Что же касается Дахийи ибн Халифы, то на обратном пути в Медину его дочиста ограбили люди из племени бану Джузам, и поэтому он ничего не привез с собой из того, что было ему подарено. Когда Дахийа вернулся в Медину и сообщил об этом посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, он послал к джузамитам пятьсот воинов под командованием Зайда ибн Харисы, которые внезапно напали на них, перебили часть мужчин, захватили тысячу верблюдов и пять тысяч овец и увели с собой сто женщин и детей. Узнав об этом, один из вождей этого племени Зайд ибн Рифа‘а аль-Джузами, принявший Ислам вместе со своими людьми и помогавший Дахийе по мере сил во время нападения на него других джузамитов, поспешил в Медину, и посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, вернул ему захваченную добычу и пленных.
ПОСЛАНИЕ ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует, ПРАВИТЕЛЮ ДАМАСКА АЛЬ-ХАРИСУ ИБН АБУ ШИМРУ АЛЬ-ГАССАНИ,
НАМЕСТНИКУ ИМПЕРАТОРА РУМА (ВИЗАНТИИ)
В этом послании было сказано следующее:
«Во имя Аллаhа Всемилостивого, Милостивого!
От Муhаммада, посланника Аллаhа, аль-Харису ибн Абу Шимру.
Мир тому, кто следует правильным путём и верует в Аллаhа.
Поистине, я призываю тебя верить в Одного лишь Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и тогда ты не лишишься своих владений».
Это послание было поручено доставить Шуджа‘у ибн Вахбу аль-Асади, который был родом из племени Асад ибн Хузайма. Прочитав послание Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, аль-Харис отбросил его в сторону и спросил: «Кто же это может лишить меня власти?!», после чего он решил послать против мусульман свои войска, а Шуджа‘у ибн Вахбу сказал: «Сообщи тому, кто послал тебя, о том, что ты видел!», имея в виду своё войско. А потом он обратился к императору, испрашивая у него позволения напасть на посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, но император удержал его от этого, и тогда он одарил Шуджа‘а одеждой и деньгами и отпустил его с миром.
ПОСЛАНИЕ ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует, ПРАВИТЕЛЮ БУСРЫ[73]
Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, призвал этого правителя к Исламу, поручив доставить это послание в Бусру аль-Харису ибн Умайру аль-Азди, да будет доволен им Аллаh, однако когда аль-Харис добрался до Муты, что находится в Южной Иордании, его задержал и убил местный гассанидский правитель Шурахбил ибн Амр.
Это было самым крайним проявлением враждебности, так как кроме аль-Хариса, да будет доволен им Аллаh, ни один из посланцев посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, не был убит. Убийство аль-Хариса вызвало сильный гнев Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и в конце концов привело к битве при Муте, о чём речь пойдёт ниже.