Определение переменных
Определение переменных - основополагающий момент в конструировании моделей. В основном используются переменные трех типов: переменные, описывающие поведение, политику (Z); переменные, характеризующие внешние условия (Х); и переменные, описывающие результат деятельности (Y).
На рисунке 18.2 приведена обобщенная структура финансовой модели.
Рисунок 18.2 – Блок-схема переменных для описания модели предприятия
Переменные, описывающие поведение, также называемые контролируемыми переменными, - это переменные, на которые менеджеры могут оказать влияние в той или иной степени. Примеры финансовых переменных: контроль и регулирование денежных потоков и оборотного капитала, управление задолженностью, амортизация, налоги, решения по слиянию/поглощению, интенсивность и направленность программ капитальных вложений, объем используемого собственного и заемного капитала и соответствующий показатель финансового рычага, размер денежного остатка и уровень ликвидных активов. Переменные, характеризующие внешние условия, - это переменные, которые соответствуют факторам, действующим на предприятие извне и не поддающимся управлению. Предприятие внедрено в отраслевое окружение, на которое, в свою очередь, влияют общие условия ведения бизнеса.
Объем спроса, цены на товары, стоимость труда и материалов, ставка процента, общие ожидания - вот набор отраслевых переменных, на которые влияют общие условия ведения бизнеса. Переменные, описывающие экономический и финансовый результат деятельности, обусловлены внутренними данными, они также называются выходными переменными. Выходные переменные финансовой модели соответствуют статьям баланса, бюджета денежных средств, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
Определение выходных переменных зависит от целей и задач, стоящих перед компанией. Они отражают способ измерения результата деятельности, принятый в организации. Менеджеры обычно ориентированы на рост прибыли компании, рост объема продаж и денежного потока.
Часто, когда рассматривается финансовая модель, менеджер сталкивается с риском и неопределенностью, относящимися к конкретным проектировкам. В этом случае мы считаем некоторые переменные (например, объем продаж) вероятностными с заданным распределением вероятности, а модель, которая строится с их участием, превращается из детерминистской модели в стохастическую. Однако, стохастические модели редко используются на практике из-за своей сложности.